Жизнь в Венеции

Жизнь в Венеции

Венецианский кинофестиваль набрал рабочие обороты. Позади еще два дня. Конкурсная программа подарила последнюю работу Дэвида Кроненберга «Опасный метод», «Обжигающее лето» (Un ete brulant) Филиппа Гарреля, обращение к игровому кино авторов «Персеполиса» и новую работу режиссера нашумевшего «Клыка» — грека Гиоргиса Лантимоса.

Кино Кроненберга о созидательных и разрушительных аспектах сексуальности — Фрейд-Мортенсен, Юнг-Фассбендер и русская пациентка Найтли — натолкнул ровно на тот вывод, что легко проговаривался до премьеры: режиссер в прекрасной форме и продолжает давать «позднего Кроненберга». Вигго Мортенсен с новым носом — главное украшение и ставка картины на призы кинобиеннале, великолепный сценарий Кристофера Хэмптона помогает режиссеру изъясняться четким и емким киноязыком, напоминающим — интересная параллель — великого Кубрика.

От Гарреля дождались архетипичного евроарт-хауса, каким он предстает в глазах его лютых ненавистников. «Обжигающее лето» — кино о «настоящей мужской дружбе», быстро обнажающей свой гомоэротизм; на ситуацию не влияет даже наличие обнаженной Моники Беллуччи. Поль (Жером Робар) встречает Фредерика (Луи Гаррель), художника, женатого на итальянской актрисе (та самая Беллуччи). Супружеская пара приглашает Поля с подругой остаться с ними в Риме, что приведет к констатации очевидного — союз художника и актрисы трещит по швам. Гаррель-старший, как впрочем, и младший в образе Фредерика, — холоден, апатичен, категорически серьезен и очень фестивален. Такому кино по силам разжиться конкурсной наградой, но, пожалуй, не с этим жюри.

«Альпы» (Alpeis) Гиоргиса Лантимоса рассказывают о группе товарищей (медсестра, врач «Скорой помощи», гимнастка и ее тренер), именующих свою миниорганизацию по названию заявленной горной системы. Свое предназначение они видят в такой диковинной процедуре, как временное замещение скончавшегося человека для его близких. С просьбой сыграть умершую дочь может обратиться безутешная мать или скорбящие друзья и коллеги. Строгая вертикаль внутри коллектива дает трещину, когда одна из участниц перестает играть по заявленным правилам. «Альпы» уже успели вызвать диаметрально противоположные мнения. Одни твердят о неприветливой сдержанности, артхаусном малокровии и слишком большом расстоянии между героями фильма и зрителями, собравшимися все это посмотреть. С другой стороны доносятся серьезные заявления, провозглашающие Лантимоса звездой европейской режиссуры, находящейся на пике формы, а его новую работу — одним из самых оригинальных и ярких фильмов года, которому обеспечены повышенное внимание вперемешку с жаркими дебатами. Тем не менее, и те и другие сходятся во мнении, что «Альпы» — одного поля ягода с «Клыком», предыдущей работой грека.

С особым трепетом ждали второй режиссерской работы франко-иранского тандема Маржан Сатрапи и Венсана Паронно, авторов чудесного «Персеполиса», ступающих на земли «живого» кинематографа. Дирекция фестиваля поставила премьеру «Цыпленка со сливами» (Poulet aux prunes) в один день с холодными «Альпами», желая, по-видимому, сыграть на температурном контрасте. В центре сюжета — талантливый скрипач, слегший после того, как жена разбила дорогую ему скрипку. В постели музыкант проводит восемь дней, ожидая пришествия костлявой (решение исключительно добровольное). Сатрапи и Паронно не отказывают себе в использовании рисованной и CGI-анимации, создавая уже вторую историю из биографии иранской женщины: протагонист — реальный дядя Маржан Сатрапи. Получилось очень по-восточному. Фильм красив, как персидский ковер, поэтичен и элегантен. Небольшой режиссерский опыт позволяет упрекнуть создателей в том, что не все детали механизма исправно работают, но то, что получилось, заслужило, хорошо это или плохо, сравнений с Жене. В общем, магический реализм с сильным ударением на первое слово, разыгранный сборной Европы по актерскому мастерству (Матье Амальрик, Изабелла Росселлини, Мария де Медейрос, Кьяра Мастроянни, Жамель Деббюз).

Поделиться