Подборки
10 лучших отечественных фильмов ужасов
Реж. Константин Ершов, Георгий Кропачев, Александр Птушко#{sc:gellary=(195792)}Самый очевидный отечественный фильм ужасов, замаскированный под сказочную экранизацию повести про демона с длинными веками. Но мало кто знает, что «Вий» был снят в ответ на культовый хоррор Марио Бавы «Маска смерти» (1960), который формально тоже был снят по гоголевским мотивам (пусть и очень отдаленным). «Советский кинематограф просто не вправе отдавать на откуп зарубежным ремесленникам право пользования, к тому же хищнического, сокровищницей русских классических литературных сюжетов, – писали режиссеры Константин Ершов и Георгий Кропачев в своей заявке руководству «Мосфильма». – Наш фильм задуман в прямой полемике с поделками подобного рода: будучи произведением фантастико-феерическим по своей образной сути (в соответствии с первоисточником), по жанру своему он должен быть народной комедией, полной земного здорового юмора, прежде всего реальной картиной народной жизни, в которую так органично входит сказочность и буйство фантазии…» Однако, вопреки общему тону текста (явно неискреннему, как всегда в таких случаях), по снятому фильму кажется, что создателям «Вия» работа Марио Бавы все-таки понравилась. Реж. Валерий Рубинчик#{sc:gellary=(195794)}Скромный этнограф (Борис Плотников), приехавший в белорусское Полесье собирать фольклор, знакомится здесь с красавицей-дворянкой, над которой довлеет родовое проклятье. Киностудия «Беларусьфильм», которая исправно поставляла в советский прокат фильмы о подвигах партизан (чем даже заслужила негласное прозвище «Партизанфильм»), на излете 1970-х вдруг выдала настоящий готический триллер. «Неглавный режиссер Рубинчик экранизировал забытого Короткевича – вышло, как если б Тарковский поставил Эдгара По», – писал в знаменитом путеводителе «Афиши» кинокритик Алексей Васильев, и был прав. Ну разве что совсем чуть преувеличил. Реж. Станислав Говорухин#{sc:gellary=(195793)}Поставив двух самых популярных западных авторов в СССР, Марка Твенаи Жюля Верна, Станислав Говорухин, наконец, взялся за третьего. Его версия «Десяти негритят» Агаты Кристи – это математически выверенный детектив, какого не делали у нас ни до, ни после, упражнение в стиле, чего вряд ли ждешь от такого режиссера. И хотя здесь нет жестоких сцен убийств, а преступник – живой человек из плоти и крови, история десяти грешников, запертых на острове в ожидании смерти, пробирает не хуже хоррора. Особенно – последний акт. Реж. Олег Тепцов#{sc:gellary=(195795)}В начале XX века петербургский декоратор с богоборческими амбициями (Виктор Авилов) совершает спорный с точки зрения морали поступок – использует внешность умирающей красавицы для своей новой куклы. Через годы он встречает девушку как две капли воды нее похожую и влюбляется как дурак. Предвестник повального увлечения Серебряным веком, фильм Тепцова снят по мотивам рассказа Александра Грина (адаптировал его Юрий Арабов). Медленный, эстетский, гипнотический (благодаря прекрасной музыке Сергея Курехина) «Господин оформитель» пусть и не пугает до чертиков, но прекрасно погружает в атмосферу русского декаданса рубежа веков. Реж. Альберт Мкртчян#{sc:gellary=(195801)}Расследуя самоубийство женщины следователь (Александр Зуев) нападает на след подстрекателя, однако не имеет никакой возможности его поймать – злодей умер 12 лет назад и теперь пакостит с того света. Этот фильм от создателя «Земли Санникова» перепахал едва ли не каждого, кто успел посмотреть его в кинотеатре в начале 1990-х. Неслучайно, у людей этого поколения «Прикосновение» осталось самым страшным впечатлением на всю жизнь – достаточно почитать комментарии и записи в блогах. Удивительно, но напряжение нагнетается минимальными средствами, за счет музыки и работы оператора (особенно это заметно по сцене на кладбище). Спецэффекты здесь, конечно, тоже есть, но они точно не выдержали испытание временем. К слову, «Прикосновение» – одна из первых работ в кино композитора Леонида Десятникова. Реж. Энтони Уоллер#{sc:gellary=(195796)}В Москву, как будто застрявшую в 1950-х, приезжает работать американская съемочная группа. Немая девушка-гример Билли (ее почему-то играет выпускница ГИТИСа Марина Зудина) случайно становится свидетелем, как ночью на студии тайно снимают снафф. Никто ей, естественно, не верит, но эти злые русские не могут оставить ее в живых. Накануне и после распада СССР отечественная копродукция с западными странами стала обычным делом. Было снято даже несколько совместных фильмов ужасов, большинство из которых хочется забыть как страшный сон, но не этот. Больше всего здесь удались сцены, где преследователи играют с жертвой в «кошки-мышки» – из родной, потресканной фактуры еще никогда не высекали саспенс такого уровня. Из забавного – здесь есть даже Олег Янковский в шляпе и плаще (он играет кого-то вроде шпиона из времен «холодной войны»), а в одной сцене в роли главного злодея появляется никто иной как Алек Гиннес, Оби-Ван Кеноби из «Звездных войн» и полковник Николсон из «Мост через реку Квай». «Немой свидетель» провалился в международном прокате, хотя был благосклонно принят критикой и даже номинирован на «Сатурн» в категориях «лучший хоррор» (уступил «От заката до рассвета») и «лучшая актриса» (Марину Зудину обошла Анжела Бассетт из «Странных дней»). Зато в России Григорий Ряжский и Александр Атанесян получили «Нику» как лучшие продюсеры года. Реж. Николай Лебедев#{sc:gellary=(195797)}Симпатичная практикантка (Екатерина Гусева) приезжает поработать в провинциальную школу, и одновременно в городке начинают происходить серийные убийства. Маньяком может оказаться каждый – строгий директор (Ольга Остроумова), ее секретарь-подхалим (Евгений Миронов) или фотограф Андрей (Дмитрий Марьянов). В середине 1990-х годов новое руководство студии Горького запустило проект «малобюджетного» кино – производство ультрадешевых жанровых фильмов с перспективой окупаемости. Самым успешным из них, наверное, оказался, дебют Николая Лебедева – будущий режиссер «Легенды №17» и «Экипажа» снял в реалиях российской глубинки нечто среднее между Хичкоком и Ардженто и сделал это на удивление хорошо. Реж. Сергей Винокуров#{sc:gellary=(195798)}В еще один провинциальный городок 1990-х, где вампиры вросли в криминальную элиту и терроризируют жителей, приезжает настоящий охотник за нечистью (Алексей Серебряков). Второй фильм из той же «малобюджетной» серии студии Горького, но уже в жанре кровавого боевика (хотя и не без артовских претензий). Снял его Сергей Винокуров (выпускник «Мастерской первого фильма» Алексея Германа) по сценарию Константина Мурзенко и легендарного питерского кинокритика Сергея Добротворского. За кадром играет музыка группы Tequilajazzz. Реж. Павел Руминов#{sc:gellary=(195799)}В середине 2000-х сразу несколько доморощенных хорроров боролись за право стать «первым российским фильмом ужасов». Без сомнения, «Мертвые дочери» Павла Руминова были самой амбициозной попыткой из них – режиссер надумал перенести на отечественную почву модный тогда J-Horror про жутких длинноволосых девочек. На какой-то момент Руминов превратился в главного в стране специалиста по ужасам – например, сделал зловещие титры к сериалу Хотиненко «По ту сторону волков», доснял вместо ушедшего режиссера «Путевого обходчика». Еще до премьеры «Мертвые дочери» обросли множеством легенд и слухов, но после выхода в прокат страсти быстро улеглись – критики разнесли кино в клочья, бокс-офис не позволил даже окупить затраты, американцы, купившие было права на ремейк, так ими и не воспользовались. Тем не менее, по прошествии времени, очевидно, что «Мертвые дочери», при всем вымученном эстетстве, остаются одним из самых страшных российских фильмов. Недавно режиссер снова взялся за старое и снял ортодоксальный слэшер «Дизлайк», который должен выйти до конца этого года. Реж. Вадим Шмелев#{sc:gellary=(195800)}Под предлогом съемок реалити-шоу убийца в маске лошади заманил в заброшенный пионерлагерь молодых ребят, чтобы с их помощью воплотить кровавые сюжеты из пионерских страшилок. Еще один потенциально крутой проект, не оправдавший надежд. Великолепная идея – экранизировать любовно собранный когда-то Эдуардом Успенским и Андреем Усачевым городской фольклор про Красную руку, Черную простыню и Зеленые пальцы – оборачивается ничем. В фильме от этих историй мало что осталось, так как местный маньяк уж слишком полагается на собственную фантазию. Зато в кадре можно увидеть теледиву Анфису Чехову в роли ведущей, звезду «Стиляг» Евгению Брик и многообещающего актера Дмитрия Кубасова, который затем уйдет в документалисты («Зима, уходи!»).
3 АПРЕЛЯ, 2016