В нашем традиционном обзоре заокеанской критики четыре премьеры этого уикенда: «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» от ремесленника Джона Мура (старина МакКлейн, уже с сыном, устраивает бадабум в Российской Федерации), «Прекрасные создания» (ещё один вариант, чем заняться поклонникам «Сумерек» после закрытия их любимой франшизы), «Тихая гавань» (Лассе Халлстрем во второй раз экранизирует сверхприбыльную мелодраматическую прозу Николаса Спаркса) и «Нет» (представитель Чили в «оскаровской» номинации «Лучший иноязычный фильм»).
Предлагаем вашему вниманию выдержки из рецензий американских кинокритиков на эти фильмы.
«КРЕПКИЙ ОРЕШЕК: ХОРОШИЙ ДЕНЬ, ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ» Джона Мура
Рейтинг на RottenTomatoes.com — 17% (топ-критики — 10%)
Джо Моргенстерн, Wall Street Journal: Всем, кто помнит приключения «крепкого орешка» в его лучшие годы, этот фильм покажется предсмертным экспериментом.
Джеймс Берардинелли, ReelViews: Полагаю, что люди, делавшие фильм «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть», не понимают, что уязвимость — одно из самых привлекательных качеств Джона МакКлейна. Из него же сделали киборга с чувством юмора на грани самоуничижения, породив при этом худший фильм франшизы.
Ричард Корлисс, ТIME Magazine: Фильмам вроде «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» следует нанимать кого-то, кто умеет придумывать цепкие диалоги и правдоподобных героев, или хотя бы допускать к съёмкам настоящих каскадёров, которые бы носились по всему фильму. Здесь же обошлись без привлечения живых людей.
Стивен Ри, Philadelphia Inquirer: «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» прикидывается фильмом о семейных ценностях (папа и сын сближаются под свист пуль и взрывы бомб), но на самом деле всё, о чём думают авторы — это ценность бокс-офиса франшизы, и ценность эта идёт на убыль.
Крис Вогнар, Dallas Morning News: Фильм много глупее, чем того хотелось бы, но присутствие Уиллиса привносить скрытую лёгкую иронию.
«ПРЕКРАСНЫЕ СОЗДАНИЯ» Ричарда ЛяГравенезе
Рейтинг на RottenTomatoes.com — 45% (топ-критики — 46%)
Джоэл Арнольд, NPR: На удивление привлекательная попытка смешать фэнтези, драму о взрослении, кэмп и социальную критику. Не всегда успешная, но почти всегда увлекательная.
Дж. Р. Джонс, Chicago Reader: Это фэнтези о ведьмах и колдунах, разгуливающих среди нас, определённо, сделана для поклонников «Сумерек», но остроумный сценарий и приятно утрированная игра Эммы Томпсон и Джереми Айронса существенно расширяют аудиторию.
Стивен Уитти, Newark Star-Ledger: Литературный первоисточник переполнен событиями, но Ричард ЛяГравенезе попытался его упростить. Тем не менее, сюжет фильма кажется запутанным, если не противоречивым и нелогичным.
Рекс Рид, New York Observer: В двух следующих сериях этой потенциальной трилогии следует ожидать больше юмора. Пока рано об этом говорить, но я уже строю планы, как бы ускользнуть из города, когда они попадут на экраны.
Элизабет Вайцман, New York Daily News: Чего фильму не хватает, так это волшебной искры, которая сможет превратить его во франшизу.
«ТИХАЯ ГАВАНЬ» Лассе Халлстрема
Рейтинг на RottenTomatoes.com — 13% (топ-критики — 10%)
Питер Рэйнер, Christian Science Monitor: Свежая слёзовыжималка по Николасу Спарксу «Тихая гавань» позиционируется как кино на День святого Валентина, хотя сюжет больше годится для триллера про преследование. Мыльно, страшно, да и просто скверно.
Стивен Уитти, Newark Star-Ledger: Проблема «Тихой гавани» не в том, что она избегает рискованных тем, а в том, что делает она это халтурно. И ещё — кино следовало закончить на десять минут раньше. Не съедайте весь попкорн до финального сюжетного поворота, и вы захотите швырнуть его в экран.
Рик Грён, Globe and Mail: Зачем снимать кино, когда можно заняться менее рискованным бизнесом — делать поздравительные открытки с текстом.
Мэри Ф. Полс, ТIME Magazine: Наши извинения Халлстрему, но экранизация романа Спаркса в конечном итоге всегда отпечатывается в памяти, как фильм Спаркса.
Питер Трэверс, Rolling Stone: Я ненавижу «Тихую гавань». Это самый ужасный способ провести День святого Валентина.
«НЕТ» Пабло Ларрейна
Рейтинг на RottenTomatoes.com — 88% (топ-критики — 87%)
Эндрю О’Хэир, Salon.com: Тревожный, бодрящий и изобретательно реализованный фильм: наполовину — динамичная политическая драма, наполовину — дьявольская сатира на средства массовой информации.
Клодия Пюиг, USA Today: Для всех, кто интересуется политическим процессом и силой убеждения рекламы, «Нет» будет утвердительным ответом.
Манола Даргис, New York Times: «Нет» — уродливо выглядящее кино: грязное, некрасивое и сумбурное. Но это намеренное антиэстетство. После того, как ваши глаза привыкнут, окажется, что фильм достоин просмотра и убедителен.
Лиза Шварцбаум, Entertainment Weekly: Фильм исследует силу инакомыслия и скоординированных возможностей медиа, маркетинга и рекламы в формировании протеста, вселяющего надежду в население, которому вбили в головы, что изменений к лучшему никогда не будет.
Кайл Смит, New York Post: Сплошное трюкачество. Больше всего напоминает впопыхах смонтированный новостной материал на зернистой видеопленке в 1988 году.
Далее по теме
ШПИОН, ВЫЙДИ ВОН: 10 параноидальных политических триллеров
Сержант Рэймонд Шоу (Лоуренс Харви), долгое время находившийся в плену герой Корейской войны, возвращается в Америку. Хотя все вокруг чествуют Рэймонда за подвиги на поле боя, его сослуживец майор Беннет Марко (Фрэнк Синатра) нутром чует какой-то подвох. Начав расследование, Марко постепенно приходит к выводу, что Шоу стал невольной марионеткой в руках коммунистов, планирующих использовать прославленного ветерана для организации переворота в США. Тягучий триллер Джона Франкенхаймера стал классикой сразу после выхода на экраны (а премьера состоялась в разгар Карибского кризиса, что лишь подчеркивало зловещую актуальность «красной угрозы»). Помимо отличной актерской игры Синатры, стоит отметить выдающуюся работу Анджелы Лэнсбери: за роль манипулятивной матери она получила номинацию на «Оскар». Но более всего «Маньчжурский кандидат» впечатляет сюжетом, в котором туго переплетаются паранойя холодной войны, злая политическая сатира и тонкий психологизм. Президент США подписывает с СССР соглашение о разоружении, однако в Сенате идут ожесточенные дискуссии о ратификации договора, который, по мнению многих, ставит Америку в крайне уязвимое положение. Тем временем высокопоставленный офицер Мартин Кейси (Керк Дуглас) узнает, что среди его коллег готовится военный переворот: заговорщики собираются низложить президента, обвинив его в подрыве национальных интересов. До активации плана остаются считанные дни, но Кейси придется действовать максимально осторожно, ведь любой кризис власти в США может спровоцировать Советы нанести ядерный удар. «Семь дней в мае» интересен прежде всего тем, что в фильме подробно исследована динамика развития антиправительственного заговора. И хотя почти все действие происходит в тиши министерских кабинетов, Джон Франкенхаймер безупречно нагнетает саспенс за счет отличных диалогов и актерской игры. Кроме того, сценарий Рода Серлинга (создателя «Сумеречной зоны») весьма реалистично демонстрирует логику действий заговорщиков-патриотов, движимых не жаждой власти или утопическими идеалами, а сугубо практическими соображениями. Тема конфликта военного истеблишмента и политической власти в фильме выглядит предвосхищением кризиса вокруг войны во Вьетнаме, который расколол американское общество. Франция, начало 1960-х годов. Президент Шарль де Голль признает независимость Алжира, тем самым закончив кровопролитную войну, однако тайная группа радикальных офицеров считает такое решение национальным предательством. Заговорщики планируют убить де Голля, наняв киллера с международной репутацией, известного как Шакал (Эдвард Фокс). Пока наемник готовится к покушению, французское правительство спешно собирает оперативную группу, которая должна выследить и остановить таинственного киллера. Фильм, снятый по роману Фредерика Форсайта, любопытен тем, что в центре сюжета здесь оказывается не секретный агент и не полицейские, идущие по следу преступника, а международный террорист. Сценарий подробно изображает методы работы Шакала и широкими мазками обрисовывает его психологический портрет, показывая не карикатурным злодеем, но живым человеком, отстраненный профессионализм которого вызывает невольное уважение. Ну а по части подробностей работы киллера «День Шакала» оказался настолько правдоподобным, что из-за него власти Великобритании изменили ряд бюрократических правил, дабы усложнить возможность получения паспорта на чужое имя: забавно, что об этой проблеме знали не первый год, но лишь после выхода фильма правительство осознало масштаб проблемы. Через несколько лет после громкого убийства кандидата в президенты журналист Джо Фрэди (Уоррен Битти) узнает, что свидетели преступления начинают умирать один за другим — хотя, на первый взгляд, никакой связи между смертями нет. Решив покопаться в этом деле, Фрэди внезапно обнаруживает следы масштабного заговора, в центре которого находится могущественная корпорация «Параллакс», вербующая людей для устранения неугодных политиков. Еще один хорошо известный политический триллер 1970-х примечателен не столько саспенсом или экшен-сценами, но закрученным сюжетом и общей атмосферой нарастающей нервозности. Хотя проработка кое-каких важных деталей сценария и оставляет желать лучшего, «Заговор "Параллакс"» сейчас смотрится как характерное свидетельство кризиса американских идеалов: повсеместные заговоры, подставные киллеры и загадочная, но вездесущая корпорация вместо подотчетной гражданам власти и понятных правил игры. Рядовой аналитик ЦРУ с позывным «Кондор» (Роберт Редфорд) по чистой случайности уцелел во время нападения неизвестных киллеров. Все коллеги «Кондора» убиты, мотивы нападавших неясны, а собственное начальство подозревает его в причастности к атаке. Чтобы очистить свою репутацию, «Кондор» начинает собственное расследование, которое наведет его на заговор в высших эшелонах власти. Демонстрировавшийся в свое время в советском прокате политический боевик и сейчас смотрится как образцовый сюжет про ошибочно обвиненного человека. В сценарии переплетаются темы самоуправства спецслужб и бессилия рядового гражданина перед лицом огромной бюрократической машины, готовой пожертвовать жизнями своих сотрудников ради сохранения неприятных тайн. Впрочем, обличительный пафос здесь всегда остается лишь фоном для уличных погонь, нервных переговоров и коротких, но яростных перестрелок. Аспирант Томас Леви (Дастин Хоффман) обедает в ресторане со своим братом по кличке Док (Рой Шайдер), который тайно работает на американскую разведку, выдавая себя за сотрудника нефтяной компании. Едва вернувшись домой после встречи, Томас невольно втягивается в опасную игру против нацистских военных преступников, по следу которых идут коллеги Дока. Один из культовых политических триллеров 1970-х примечателен даже не многослойным детективным сюжетом, а психологическим портретом главного героя. Хоффман превосходно изображает обычного человека, неожиданно для себя попавшего в паутину заговора и вынужденного сражаться за свою жизнь. Эффект неожиданности закрепляется сценарием, который долгое время не поясняет всех деталей происходящего, из-за чего беспомощность Леви кажется особенно острой. В американских городах происходит серия необъяснимых терактов, совершенных обычными людьми — от домохозяек до автозаправщиков. Власти сбиты с толку, но чего не знают в Вашингтоне, то известно в Москве: все атаки — дело рук советского перебежчика, который с помощью нейролингвистических технологий активирует сеть спящих агентов, раскинутую по всей Америке. Остановить неуловимого террориста должен опытный агент КГБ майор Борзов (Чарльз Бронсон), вынужденный действовать в обстановке строжайшей секретности, чтобы не поставить под угрозу разрядку между сверхдержавами. Ныне подзабытый экшен-триллер голливудского классика Дона Сигела (постановщика «Грязного Гарри» и «Вторжения похитителей тел») захватывает прежде всего размахом конспирологической фантазии. Хотя идея о том, что советский шпион-ренегат с помощью НЛП-технологий и записной книжки может погрузить США в хаос, тянет на завязку для трэш-фантастики, Сигел использует ее в качестве основы лихого шпионского боевика. Режиссер мастерски переплетает расследование, перестрелки и погони (не забывая еще и про любовную линию!) в едином сюжете. Отдельно стоит сказать, что «Телефон» — один из редчайших американских фильмов, где сотрудник КГБ выписан всецело положительным героем, а советская действительность показана с минимальным налетом клюквы. Скандально известный тележурналист Джон Таннер (Рутгер Хауер) узнает от спецслужб, что трое его близких друзей — советские агенты. Чтобы разоблачить шпионскую сеть, Таннеру придется сыграть роль радушного хозяина вечеринки, когда вся троица прибудет к нему домой. Ситуация осложняется еще и тем, что за встречей пристально наблюдают люди из ЦРУ, готовые убить любого из ее участников, если что-то пойдет не по плану. Последний фильм легендарного Сэма Пекинпы (автора «Дикой банды» и «Соломенных псов») хотя и не лишен мелких недостатков, смотрится с неослабевающим напряжением. Дело не только в извилистом сюжете, но и в постановке экшен-эпизодов, многие из которых оформлены в фирменном для Пекинпы рапиде. А уж про саспенс и говорить нечего: за счет отличной актерской игры даже самые невинные разговоры о карьере, детях или налогах звучат как шифровка в смертельно опасной шпионской игре. Таинственный киллер по кличке «Шакал» (Брюс Уиллис) охотится за директором ФБР, рассчитывая получить за убийство $70 миллионов. Единственный, кто может помочь вычислить и остановить наемника — Деклан Малкуин (Ричард Гир), бывший снайпер ИРА, ныне отбывающий тюремный срок. После того как Малкуин соглашается помочь ФБР в обмен на свое освобождение, начинается масштабная погоня за лучшим в мире киллером. Вольный ремейк фильма 1973-го, превративший политический триллер в размашистый голливудский боевик. На этот раз в центре внимания оказывается не подготовка к грандиозному покушению, а дуэль двух профессионалов, происходящая на фоне постсоветского транзита 1990-х. Психологический поединок Шакала и Деклана, впрочем, дополняется отличными погонями (взять хотя бы сцену в вашингтонском метро!) и перестрелками. Отдельно стоит сказать, что роль невозмутимого и расчетливого киллера — одна из лучших в карьере Брюса Уиллиса. Пройдоха-детектив Рик Санторо (Николас Кейдж) становится свидетелем покушения на министра обороны США посреди боксерского матча в огромном развлекательном комплексе Атлантик-Сити. Хотя нападавший застрелен охраной, выходы из здания остаются закрытыми, поскольку киллер мог действовать не один. Начав расследование по горячим следам, Санторо вскоре понимает, что наткнулся на масштабный заговор, угрожающий национальной безопасности. Медленный детективный триллер Брайана де Пальмы запоминается не столько закрученным сюжетом, сколько безупречной стилистикой и выверенным саспенсом. Почти весь фильм снят в одной гигантской локации, однако ее потенциал де Пальма использовал по максимуму. Роскошные интерьеры казино и дорогие номера отеля сменяются мрачными коридорами, в которых игра света и тени напоминает о хичкоковской классике вроде «Психо» или «Незнакомцев в поезде». Но главной движущей силой в «Глазах змеи» остаются актеры, и в первую очередь — харизматичный Кейдж, которому роль пронырливого циничного копа подходит идеально.
21 НОЯБРЯ, 2023
Ушел из жизни Мэттью Перри
28 октября в своем доме в Лос-Анджелесе скончался Мэттью Перри. Звезде «Друзей» и дилогии «Девять ярдов» было 54 года. Тело актера нашли в джакузи — согласно заключению экспертов, он утонул. Признаков насильственной смерти и следов употребления наркотиков (Перри долгое время страдал от алкогольной и наркотической зависимости) на месте обнаружено не было. Мэттью Перри родился 19 августа 1969 года в Уильямстауне, штат Массачусетс. Он вырос в Оттаве, с детства мечтал об актерской карьере (его отец был актером) и в 15-летнем возрасте перебрался из Канады в Лос-Анджелес. Перри начал сниматься в кино и сериалах в конце 1980-х, а огромную популярность ему принесла роль Чендлера Бинга в ситкоме «Друзья» (1994-2004), ставшем культовым. Также Перри снялся в ряде полнометражных комедий — наибольшим успехом пользовалась дилогия «Девять ярдов», в которой партнером Мэттью был Брюс Уиллис. В 2022 году Перри выпустил книгу мемуаров, где откровенно рассказал о своей личной жизни и борьбе с наркотической зависимостью, которая, по собственному признанию актера, давно должна была отправить его на тот свет. В автобиографии Мэттью дал несколько практических советов тем, кто столкнулся с такими же проблемами.
29 ОКТЯБРЯ, 2023
ОТ АНДРОПОВА ДО ЛЮЦИФЕРА: 10 самых ярких образов Петера Стормаре
«ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА 2: ЗАТЕРЯННЫЙ МИР» (1997) Команда исследователей высаживается на остров, где ученые когда-то занимались разведением динозавров. Один из участников экспедиции, доктор Малкольм (Джефф Голдблюм), намерен найти здесь зоолога Сару Хардинг (Джулианна Мур), которая могла исчезнуть в джунглях, кишащих доисторическими зверями. Хотя в спилберговском блокбастере у Петера Стормаре совсем небольшая роль, забыть ее сложно: его персонаж, наемник Дитер Старк, оказывается съеденным заживо толпой прокомпсогнатов — мелких, но крайне агрессивных хищников. «АРМАГЕДДОН» (1998) Через считанные дни с Землей столкнется огромный астероид, грозящий уничтожить цивилизацию. Чтобы спасти человечество, команда под руководством бурильщика Гарри Стемпера (Брюс Уиллис) отправляется в космос. В еще одном эмблематичном блокбастере 1990-х Стормаре сыграл едва ли не самую известную свою роль. Хотя его персонаж, российский космонавт Лев Андропов, появляется лишь в середине фильма, именно его решимость в кульминационный момент спасает экипаж. Еще никогда старый русский принцип «починить с помощью разводного ключа и такой-то матери» не воплощался в голливудском кино настолько наглядно! «8 МИЛЛИМЕТРОВ» (1999) Частный детектив Том Уэллс (Николас Кейдж) должен установить личность девушки, чье убийство запечатлено на пленке, найденной в сейфе недавно умершего филантропа. Расследование приведет Уэллса в опасный мир снаффа. Кажется, именно после этого фильма шведский актер надолго закрепил за собой амплуа выразительных злодеев и скользких типов. Как бы то ни было, роль порномагната-извращенца Дино Вэлвета — одна из самых запоминающихся в карьере Стормаре. Он мгновенно переходит от наигранной учтивости к холодной ярости, грязно шутит и командует затянутым в кожу громилой в маске — короче, идеально отыгрывает харизматичного подонка. «ТАНЦУЮЩАЯ В ТЕМНОТЕ» (2000) США, 1960-е годы. Работница фабрики Сельма (Бьорк) постепенно теряет зрение и копит деньги на операцию, которая позволит ее сыну избежать полной слепоты. По мере того как состояние Сельмы ухудшается, ей становится все сложнее скрывать свой недуг от начальства, а ее нечистый на руку арендодатель (Дэвид Морс) собирается прикарманить накопленные девушкой деньги. В фильме Ларса фон Триера Стормаре сыграл не самую типичную для себя роль — скромного фабричного рабочего Джеффа, давно и глубоко влюбленного в Сельму. При этом образ тихого хорошего парня актер воплотил с не меньшей яркостью и убедительностью, чем привычных для себя мерзавцев и проныр. «ВЫШИБАЛА» (2000) Генри Кридлоу (Джейсон Флеминг) несчастен в браке: жена презирает его и почти открыто изменяет с его собственным боссом. Проснувшись однажды утром, Генри обнаруживает, что в буквальном смысле потерял лицо — оно превратилось в гладкую бледную маску. Безликий и полный ярости, Генри устраивает охоту на всех, кто отравляет ему жизнь — от неверной жены до лживого лучшего друга. В сатирическом триллере Джорджа А. Ромеро Стормаре играет Майло Стайлза, циничного начальника Генри — роль вновь небольшая, но запоминающаяся. Хотя официального главного злодея в фильме нет, именно расправу с Майло герой приберегает напоследок: получилась она весьма эффектной — с подвешиванием над веселящейся толпой и применением гигантского лазера! «ПЛОХИЕ ПАРНИ 2» (2003) Копы Маркус (Мартин Лоуренс) и Майк (Уилл Смит), расследуя приток экстази в Майами, выясняют, что за этим стоит кубинский наркобарон Джонни Тапиа (Хорди Молья), имеющий тесные связи с русской мафией. В сиквеле экшен-хита 1995 года Стормаре играет уже классический типаж «плохого русского». Однако роль Алексея, главы русской мафии в Майами, оказывается далеко не эпизодической: после того как его бизнес-партнера жестоко убивают, Алексей планирует отомстить кубинцам — план не срабатывает, но последнее появление русского мафиози все равно получилось весьма эффектным. «КОНСТАНТИН: ПОВЕЛИТЕЛЬ ТЬМЫ» (2005) Специалист по оккультизму Джон Константин (Киану Ривз) обнаруживает, что силы ада готовят вторжение на Землю. Вместе с детективом-экстрасенсом Анджелой Додсон (Рэйчел Вайс) Константин пытается предотвратить гибель человечества. В мистическом экшен-триллере Фрэнсиса Лоуренса актер появляется лишь под самый финал, но роль у него поистине библейского масштаба. Стормаре играет самого Люцифера, который жаждет склонить Константина на свою сторону и даже избавляет его, заядлого курильщика, от рака легких — разумеется, лишь для того, чтобы со временем Джон показал, что заслуживает места в Аду. «НАПРОЛОМ» (2012) Агент ЦРУ Мэрион Сноу (Гай Пирс) приговорен к заключению в орбитальной колонии. В момент прибытия Сноу в тюрьме вспыхивает бунт, и руководству ничего не остается, как пойти на сделку с опальным агентом. Если Сноу сможет эвакуировать дочь президента США, ставшую заложницей, то избежит тюремного срока. В лихом французском сай-фай-экшене, спродюисрованном Люком Бессоном, Стормаре играет привычную для себя роль скользкого типа. На этот раз — начальника секретной службы, стоящего за спиной президента США и организующего разрушительный «план Б» на случай, если миссия Сноу провалится. «КЛОУН» (2014) Любящий отец Кент МакКой (Энди Пауэрс) покупает в антикварной лавке костюм клоуна для участия в детском празднике. После вечеринки Кент засыпает прямо в костюме, а проснувшись, с ужасом обнаруживает, что клоунский грим стал частью его лица. Еще одну не вполне типичную роль Стормаре получил в мрачном боди-хорроре Джона Уоттса. Здесь актер играет Герберта Карлссона, коллекционера антиквариата и владельца того самого клоунского костюма, который на самом деле — кожа исландского демона, пожирающего детей. Карлссон попытается остановить монстра, но ситуация разрешится не в пользу любителя древностей. «ШВЕДСКИЕ СТВОЛЫ» (2016) Некогда популярный диджей Алекс (Йохан Гланс) из Лос-Анджелеса встречает Ингмара (Стормаре), бывшего каскадера, работающего частным детективом. Они открывают агентство «Шведские стволы», чтобы бороться с преступностью, зарабатывая неплохие деньги. Правда, у них есть серьезный конкурент — детективное бюро безжалостной бизнесвумен Джейн МакКинни (Трейси Лордс). «Шведские стволы» — редкий проект, где Стормаре с самого начала был на первых ролях. Он не только блестяще сыграл роль Ингмара, но и выступил одним из создателей сериала, разработав его концепт в 2014-м. По стилистике шоу представляет собой комедийный детектив, напоминающий «Смертельное оружие» акцентом на партнерстве двух непохожих героев. Но, кроме знакомой смеси юмора и экшена, в «Шведских стволах» достаточно своеобразия — от яркой роли экс-порнозвезды Трейси Лордс до Киану Ривза в образе призрака бывшего напарника Ингмара.
27 АВГУСТА, 2023
Показать еще