Первый полнометражный проект великой британской комик-группы «Монти Пайтон» был просто сборником скетчей из первых двух сезонов сериала «Летающий цирк Монти Пайтона». Но свою задачу фильма-первопроходца «А теперь нечто совершенно иное» выполнил на все сто — он открыл дорогу к большому экрану трем последующим монтипайтоновским шедеврам абсурда, уморительно смешным, провокационным и более «сюжетным»: «Монти Пайтон и Святой Грааль» (1975), «Жизнь Брайана» (1979) и «Смысл жизни по Монти Пайтону» (1983). Все три картины поставил член группы Терри Джонс, который впоследствии отметился псевдоисторической комедией «Эрик Викинг» и экранизацией сказки «Ветер в ивах». Но куда впечатляющую режиссерскую карьеру сделал тезка и соратник Джонса по «Монти Пайтону» Терри Гиллиам — режиссер «Бразилии», «12 обезьян» и «Страха и ненависти в Лас-Вегасе».
После закрытия оригинального сериала в 1969 году его создатель Джин Родденберри сразу же начал продвигать идею производства полнометражного продолжения истории «Энтерпрайза» и его команды. К 1975 году ему все-таки удалось убедить студию Paramount начать разработку фильма, но все пошло не так: за два года написать толковый сценарий так и не удалось, так что пришлось взять в работу сюжет пилотного эпизода несостоявшегося перезапуска шоу. С технической стороны тоже проблем хватало: смета утроилась (с 15 до 46 миллионов долларов), а знаменитый режиссер Роберт Уайз («День, когда остановилась Земля», «Звуки музыки») смонтировал кино всего за несколько дней до премьеры и всегда считал, что полученный в спешке результат — лишь черновик того фильма, который он планировал снять. Однако $139 миллионов, собранных в мировом прокате, хватило на то, чтобы снять сиквел, а в итоге франшиза разрослась до десяти полнометражных картин и трех частей перезапуска.
«Переезд» на большой экран фактически спас великолепную затею Дэвида Цукера, Джерри Цукера и Джима Абрахамса (создателей «Аэроплана») от забвения, поскольку телесеть ABC закрыла комедийное шоу «Полицейский отряд» (1982) всего лишь после шести получасовых эпизодов — и это несмотря на отличную прессу. Возможно, руководство канала устало сражаться со своенравными создателями шоу, которые часто использовать наложенный смех. Как бы там ни было, когда на большой экран вышел «Голый пистолет», в сценарий которого вошло немало шуток из оригинального шоу, он стал моментальной классикой и положил начало трилогии полнометражных комедий, собравшей в мировом прокате $472 миллиона (с учетом инфляции). Ничего сопоставимого по плотности юмора в кинопародиях после трилогии «Голый пистолет» так и не было снято, а роль бравого лейтенанта Фрэнка Дребина стала самой запоминающейся в карьере Лесли Нильсена.
Над полнометражным приквелом «Твин Пикса» Дэвид Линч начал работать по горячим следам (контракт на съемку фильма он подписал всего через месяц после закрытия сериала), однако сложностей избежать не удалось. Труднее всего было уговорить актеров в очередной раз вернуться к своим героям: например, Шерилин Фенн в картине о последних днях Лоры Палмер сниматься вовсе отказалась, а Кайл МакЛахлан некоторое время колебался, поначалу тоже ответив Линчу отказом. Дело в том, что актеры, по словам МакЛахлана, чувствовали себя брошенными — Линч и Марк Фрост активно занимались только первым сезоном «Твин Пикса», а во втором актеров уже некому было мотивировать и разъяснять нюансы ролей в непростой и закрученной истории. Но фильм все же состоялся — и даже попал в конкурсную программу Каннского фестиваля. Одним из самых эффектных моментов стал эпизод с участием Дэвида Боуи, снявшегося в фильме бесплатно (просто музыкант был поклонником сериала Линча), а картина в целом оказалась для многих ключом к Черному Вигваму и запутанной и жуткой мифологии «Твин Пикса» вообще. В 2017 году Линч снял третий сезон исходного сериала, который ведущие издания, кстати, включили в топы лучших фильмов (именно фильмов, а не сериалов) года.
Культовое британское шоу с Роуэном Аткинсоном в заглавной роли не может похвастаться большим количеством эпизодов — за шесть лет (с 1990-го по 1995-й) было снято всего 14 серий, а в декабре 2015 года в эфир вышла пятнадцатая, смонтированная из лучших моментов единственного сезона сериала. Зато на большом экране лондонский чудак появлялся дважды. Первый фильм, «Мистер Бин», вышел в 1997 году и хардкорным поклонникам оригинального шоу не слишком понравился — он был скроен по голливудским лекалам и населен слишком большим количеством персонажей. Однако как традиционное комедийное кино «Мистер Бин» был хорош, а сборы сделал и вовсе отличные: фильм заработал больше $100 миллионов еще до американской премьеры, а финишировал в мировом прокате с внушительной суммой — $251,2 млн (неплохо для $18-миллионного проекта). Сиквела пришлось ждать десять лет — дорожная комедия «Мистер Бин на отдыхе» вышла в прокат в 2007 году и собрала во всем мире без малого $230 миллионов.
Пожалуй, ни один из популярных сериалов 90-х так не просился на большой экран, как «Секретные материалы»: шоу стало культовым уже к третьему сезону, причем культовым практически в глобальном масштабе — вряд ли во всем мире нашлись бы киноманы, не знающие, кто такие Фокс Малдер и Дана Скалли. К финалу пятого сезона Fox все-таки решилась на полный метр, причем создатель «Секретных материалов» Крис Картер именно таким будущее своего детища и видел: пять сезонов сериала, а дальше — только полнометражные фильмы. Однако студия дала добро лишь на один фильм — его действие хронологически должно было разворачиваться между пятым и шестым сезонами шоу. (Картер, которого вместе с его наполеоновскими планами спустили с небес на землю, счел поставленную перед ним локальную задачу обескураживающей.) Постановку поручили Робу Боумену — «своему» человеку, ранее поставившему больше двух десятков эпизодов оригинального шоу. Кино заработало в мировом прокате $189,2 млн (при $66-миллионном бюджете). Спустя 10 лет вышел еще один полный метр, «Секретные материалы: Хочу верить» — проект менее амбициозный (с бюджетом $30 миллионов), зато поставленный уже самим Картером. В отличие от первого фильма, «Хочу верить» получил плохую прессу и собрал в мировом прокате всего $68,4 млн — все-таки золотой эпохой «Секретных материалов» были 90-е. Впрочем, вряд ли получится убедить в этом самого Криса Картера: в 2016-м он перезагрузил сериал, а разговоры о третьем полном метре до сих пор идут.
Для веселой компании балбесов, взорвавших MTV в 2000-м своими дикими и опасными для здоровья (в том числе психического) скетчами, полнометражные «Чудаки» должны были стать своего рода прощанием с сериалом. И не только прощанием, но и выразительным посылом в адрес канала, с которым у авторов шоу были серьезные трения по поводу границ дозволенного. Посыла не получилось, потому что компания MTV Films приняла активное участие в финансировании и производстве полного метра, тем самым обозначив поддержку проекта со стороны MTV. Зато Джеффу Тремэйну, Джонни Ноксвиллу и их команде действительно удалось снять полуторачасовое шоу, вышедшее за рамки телевизионной цензуры. Создатель оригинального шоу Спайк Джонз, до этого уже успевший прославиться комедией абсурда «Быть Джоном Малковичем» и в том же 2002-м выпустивший тончайшую трагикомедию «Адаптация», разумеется, тоже участвовал в процессе. Полнометражные «Чудаки» собрали в мировом прокате почти $80 миллионов (при $5-миллионном бюджете) и запустили франшизу: в 2006-м вышел сиквел, в 2010-м — триквел, снятый в 3D, а в 2013-м — игровой спин-офф «Несносный дед». Все перечисленные фильмы успешно прошли в прокате, а «Несносный дед» даже получил номинацию на «Оскар» за грим.
Космический вестерн Джосса Уидона «Светлячок: Звездная одиссея» продержался в эфире канала Fox всего один сезон — сериал закрыли из-за низких рейтингов. Однако шоу стало культовым и обзавелось целой армией фанатов — именно благодаря поддержке поклонников и стало возможным производство киноверсии/сиквела «Миссия "Серенити"». Уидон умудрился снять для студии Universal эффектное фантастическое кино всего за $39 миллионов. Фильм получил хорогую критику (82% положительных рецензий на Rotten Tomatoes), но, как и сериал, не стал популярным в широких массах, заработав в мировом прокате всего лишь $40,4 млн. Несмотря на кассовый провал, «Миссия "Серенити"» повторила путь сериала и тоже стала культовой.
Полнометражная версия популярного школьного детектива с Кристен Белл во главе обязана своим существованием волшебной силе краудфандинга: поклонники сериала так хотели увидеть любимую героиню на большом экране, что побили все рекорды платформы Kickstarter, собрав за месяц $5,7 млн (первые два миллиона — меньше чем за 10 часов). Фильм, снятый почти исключительно на деньги фанатов (производственный бюджет проекта — $6 миллионов), вышел на экраны 14 марта 2014 года и стал первым релизом цифрового подразделения Warner Bros., добравшимся до театрального проката (пусть и ограниченного). В кино полнометражная «Вероника Марс» заработала $3,5 млн, но львиную долю прибыли принесли показы картины в интернете. Фильм, поставленный создателем сериала Робом Томасом, понравился большинству критиков (79% положительных рецензий на Rotten Tomatoes, 62 балла на Metacritic), а в 2019-м вернулось и само шоу — четвертый сезон, состоящий из восьми эпизодов, вышел на Hulu.
Главный кабельщик Америки HBO закрыл выдающийся вестерн «Дедвуд» после третьего сезона (произошло это в 2006 году), однако создатель сериала Дэвид Милч имел основания смотреть в будущее с оптимизмом: он успел заключить устное соглашение с тогдашним главой канала Крисом Альбрехтом. Увы, надеждам Милча не суждено было сбыться: Альбрехт, любивший крепко выпить и порой распускавший руки, избил свою подружку в Лас-Вегасе, был арестован полицией, а затем уволен каналом. Полнометражный «Дедвуд» превратился в долгострой, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда: в этом году сиквел, действие которого происходит спустя 10 лет после событий третьего сезона сериала, вышел в эфире HBO. Телефильм получил отличную критику (97% положительных рецензий на Rotten Tomatoes) и номинацию на «Эмми» в категории «Лучший телефильм», где, правда, проиграл интерактивному специальному эпизоду «Черного зеркала» «Брандашмыг».
Полнометражный сиквел сериала «Во все тяжкие» стартует практически с того же места, на котором завершило свой путь культовое шоу Винса Гиллигана. Создатель «Во все тяжкие» еще в 2013-м решил, что будет справедливо закончить историю не только Уолтера Уайта, но и его напарника Джесси Пинкмана. Однако сняться в полнометражном сиквеле Гиллиган предложил Аарону Полу (исполнителю роли Джесси) лишь в 2017 году. Режиссер и сценарист умудрился держать съемки в секрете вплоть до августа 2019 года — к тому времени неовестерн о злоключениях Пинкмана, решившего уже был снят. В октябре того же 2019-го кино выпустил стример Netflix: «Путь» получил отличную прессу (91% положительных рецензий на Rotten Tomatoes), а Аарон Пол наконец-то вышел из тени Брайана Крэнстона и заслужил свою собственнную, не менее драматичную, историю.