Кирилл Плетнев: «Некоторые потери стоит просто принять»

Кирилл Плетнев: «Некоторые потери стоит просто принять»

- Кирилл, «Без меня» - уже второй ваш полнометражный режиссерский проект, однако вопрос о том, что заставляет актера стать постановщиком, не утратил своей актуальности. Зачем актер идет снимать кино сам?

- В моей ситуации все достаточно просто – я всю сознательную жизнь хотел быть режиссером, а не актером. В четырнадцать лет я понял, что хочу стоять с обратной стороны камеры, в шестнадцать я поступал на театральную режиссуру во ВГИК, но тогда меня не взяли, сказали, что слишком молод и не обладаю жизненным опытом. Было обидно, но я не оставил мечту и вернулся к ней в тридцать два.

- И все же, почему режиссура? Хотелось руководить на съемочной площадке? Хотелось рассказывать истории, которые не рассказывают другие?

- Ни то и ни другое. Точно сформулировать это желание у меня у самого долго не получалось. Все дело в том, что я с раннего детства, в подростковом возрасте, в юности много писал. Писал рассказы, стихотворения, сказки, прозу, и в каждом своем произведении я пытался выразить какие-то свои впечатления, небольшие жизненные моменты, которыми хочется делиться с другими. Представьте, что вы идете по осеннему городу, опускается закат, вокруг на секунду все стихает, лучи солнца путаются в листве, воздух отдает последнее тепло уходящего дня, плюс к этому в вас в это время играют какие-то эмоции, плюс к этому внутри у вас звучит какая-то музыка, плюс к этому наступивший момент имеет какой-то особый смысл в вашей жизни – все это невозможно запечатлеть в фотографии или живописи, не выразить в небольшом стихотворении или музыкальном произведении. А мне хотелось. Хотелось схватывать эти мгновения, утекающие сквозь пальцы и как-то фиксировать, фиксировать так, чтобы этим можно было делиться с другими. Я пытался запечатлеть такие мгновения в стихах, но затем увидел альтернативу в режиссуре и пошел поступать именно с этим желанием создавать в кино эмоции. При поступлении мне сказали, что это здорово, но было бы неплохо иметь еще и жизненный багаж за плечами, чтобы было о чем рассказывать. С режиссурой пришлось повременить. 

- Ваш первый «блин» - картину «Жги!» - комом не назовешь. Но как к ней сегодня относитесь вы?

- Я могу честно сказать, что фильмом «Жги!» я очень доволен и даже сегодня, по прошествии достаточно большого времени мне ничего не хотелось бы в нем менять. Другое дело, что два мои фильма довольно существенно различаются. «Жги!» был чисто актерским фильмом, для меня в нем был только один инструмент, которым я общался со зрителем – это актеры. В «Без меня» инструментов используется гораздо больше: тут и выразительность кадра, и атмосфера, и декорации, и локации. Хотя актеры, конечно, остаются на первом плане.

кадр из фильма

кадр из фильма

Полина Максимова в фильме "Без меня"

- Вот об актерах «Без меня» и хотелось бы поговорить в первую очередь… Что произошло с Полиной Максимовой? Она радикально сменила имидж и жанр – это ее желание или ваша инициатива?

- Я познакомился с Полиной на премьерном показе фильма «Жги!», мне захотелось тогда пригласить ее на премьеру, чтобы узнать поближе. Все дело в том, что на тот момент я видел ее только в сериале «Деффчонки», и уже там отметил, какая это красивая, интересная, многогранная актриса, которая работает почему-то только одной краской из своей огромной палитры. Мы поговорили, и я позвал ее на пробы «Без меня». Результат проб был фантастический, но я сразу ее предупредил, что если ее утверждают, то придется стричься.

- Она отказалась?

- Что вы! Наоборот! Полина заявила, что она только «за», что она готова. Она даже сшила специальный парик, но не для нашего фильма, а для того, чтобы в привычном образе продолжать сниматься в новом сезоне «Деффчонок», пока у нас идет подготовка. Полина отдала предпочтение нам, а не им, потому что прекрасно понимала, что картина «Без меня» может стать и обязательно станет переломной для нее с точки зрения развития карьеры и расширения диапазона предложений. И это, кстати, уже произошло – она подписана сегодня на множество проектов, самых разных, у нее, что называется, поперло. Мне хочется думать, что мы своей картиной оказали ей помощь в ответ на то, как Полина отдалась работе у нас.

- И все же, не страшно было снимать ее в мелодраме?

- Действительно, мне пробы Полины очень понравились, а вот у продюсеров оставались вопросы – все-таки в драматическом образе ее многие просто не видели. К счастью, затем после других проб, после совместных просмотров Полины и Риналя Мухаметова, Полины и Любы Аксеновой последние сомнения отпали – мы свою Киру нашли.

- Значит, кастинг строился, отталкиваясь от Полины?

- Я попробую вспомнить… Да, с самого начала я опирался на Киру, героиню Полины. Она ведущая в паре девушек, она важна для контраста двух возлюбленных, через нее во многом раскрывается и мужской персонаж – опирался я именно на Киру. Как только я нашел ее, фильм обрел каркас, который осталось оживить.

кадр из фильма

кадр из фильма

- Любовь Аксенова. Ей ведь у вас, наверняка, тоже пришлось непросто?

- С Любой, на самом деле, очень легко, она чрезвычайно одаренная актриса. Природа, судьба, мама с папой наградили ее такой внешностью и внутренним светом, что ее можно просто ставить перед камерой и снимать – даже если она будет в кадре просто жить, от этого зрелища невозможно будет оторваться. На мой взгляд, ее роль в «Без меня» сложнее, чем у Полины, потому что внешнего у ее Ксюши очень мало, зато внутри бурлит настоящий океан чувств и эмоций. Выстроить ей линию, грубо говоря, от ребенка, неприспособленного к жизни и мечтающего о Барби, к молодой женщине, которая может сказать: «Будет по-моему!», было непросто, важно было сделать это убедительно и без резких рывков. Здесь, конечно, Люба сработала с высочайшим профессионализмом – мы перед съемками много обсуждали каждую сцену, каждую фразу ее героини, и сыграла она в итоге именно так, как мне и хотелось. Даже чуточку лучше.

- В «Гуляй, Вася!» она выглядела, скорее, Кирой…

- Поэтому она и пробовалась сначала на Киру. Мы пробовали Любовь в обоих образах, но честно могу сказать, в образе Киры я ей не поверил, зато Ксюша из нее получилась идеальная.

- То же самое можно сказать и про Диму Риналя Мухаметова

- Надеюсь, Риналь на меня не обидится, он, конечно, отлично понимает все, но, прежде всего, «Без меня» - это кино Полины и Любови. А Риналь – это повод. Но это должен был быть такой повод, в который поверили бы зрители. Больше того, это должен был быть совершенно особенный актер. Вот мы, например, привыкли говорить: «Фильм “Шоколад” с Джонни Деппом» или «Фильм “Тельма и Луиза” с Брэдом Питтом», а ведь Депп в «Шоколаде» появляется всего два раза, а у Питта в «Тельме и Луизе» десять минут экранного времени. Но это те артисты, которые обладают уникальным «эффектом присутствия» или, если хотите, харизмой – им достаточно лишь попасть в кадр, и от них уже идет такая волна энергетики, что ты понимаешь, они важная и даже ключевая часть картины. Риналь – именно такой актер. Он попробовался у меня самый первый, и для меня каст сразу же сложился, но Риналь, к сожалению, не мог сниматься в «Без меня» по времени. Никак не мог у нас сниматься. Я после этого перепробовал множество актеров, я провел в раздумьях много бессонных ночей, я даже собирался уже сам играть Диму – ничего не работало, мне нужно было найти светлого человека, воплощение жизни, того, кого было бы жалко зрителям, какого-то Костика из «Покровских ворот», солнечного и яркого. В итоге я просто пошел к Риналю и уговорил его отказаться от всего в пользу нашего фильма, пообещал, что кино будет очень хорошее, и как-то убедил.

кадр из фильма

кадр из фильма

- Весь фильм вы сняли за 28 дней, это какая-то невероятная для молодого режиссера выработка. Как справлялись с непростым вызовом?

- У нас был совершенно роскошный оператор Михаил Милашин, он снимал «Лед», «Призрак», «Напарник», вот-вот выйдет его «Т-34», Миша молодой, но уже очень опытный парень. Мы снимали на очень крутую оптику, на которую, по-моему, Иньярриту снимал «Выжившего», она запредельно дорогая, но настолько светочувствительная, что мы снимали фактически без света. Это здорово экономит время с одной стороны, а с другой – придает картинке мягкость. Для атмосферы фильма это оказалось очень важным.

- В фильме задействованы невероятные локации, которые во многом помогают героиням раскрыться. Как они подбирались?

- У нас был достаточно долгий подбор мест съемок. Очень долго мы искали дом Розы, первый, который посещают девушки по дороге к морю – художник-постановщик Екатерина Залетаева, к сожалению, ее уже нет с нами, это стало ее последней работой в кино, отправила нас к своему другу, коллекционеру антиквариата, живущему под Анапой. Он живет в каком-то невероятном полузамке, который лишь по нелепой случайности все еще не был ни разу задействован в кино. Второй дом – это отель «Семигорье» под Анапой. Он подошел нам идеально сразу по двум причинам. Во-первых, в нем были стеклянные стены, позволявшие выстраивать мизансцены, а во-вторых, рядом расположилось горное озеро, которое по сюжету нам тоже было необходимо. В общей сложности, мы дней 20 потратили на поиски локаций в Краснодарском крае. Кроме того, нам ведь нужно было показать не только Москву и Анапу, но и среднюю полосу России, по которой девушки добираются к морю, а отдельной экспедиции для этого запланировано не было. Так что кое-что мы сняли за 200 километров от Москвы, а что-то – за 200 километров от Анапы. Из этого получился промежуточный этап путешествия главных героинь. Наконец, по договоренности с оператором Мишей Милашиным, мы использовали для съемок его автомобиль – именно на нем Кира и Ксюша едут к морю. Он позволил нам крепить камеру к машине, и при переезде от одного объекта к другому мы сняли все необходимые проезды, планы, пейзажи.

- Картина затрагивает непростую тему смерти, расставания с любимым человеком, смирения и принятия разлуки. Есть ли в этом что-то личное для вас?

- Слава Богу, я ничего подобного пока не испытал, но если отталкиваться от выражения «Развод – это маленькая смерть», то это мне переживать приходилось, да и вообще, расставаться приходилось не один раз. Что-то из показанного в фильме я, конечно, переживал сам, ведь фильм не только о смерти и ее принятии, но и о разделении двух еще недавно пылко влюбленных друг в друга людей. Порой обстоятельства вокруг нас складываются так, что не остается ничего иного, как только принять их – вот это я испытывал, и именно эта тема зацепила меня, когда я прочитал сценарий Дарьи Грацевич. Тема преодоления трагедии. Так получилась, что в жизни она мне близка, я часто с ней сталкиваюсь, поэтому посыл о том, что надо жить дальше, несмотря ни на что, мне очень симпатичен, близок, мне хотелось его донести до зрителей. 

кадр из фильма

кадр из фильма

- Раз уж мы заговорили о сценарии, известен ли вам фильм «P.S. Я люблю тебя» Ричарда ЛяГравенеса?

- Безусловно. Но я его не видел.

- А ведь зрители наверняка будут сравнивать его и «Без меня»…

- Сто процентов! Будет проводиться параллель, из того, что мне рассказывали, определенная сходство чувствуется. Но я специально не стал смотреть его, чтобы не допустить какого-то невольного копирования. Я не видел фильм «P.S. Я люблю тебя» и даже не слышал о нем, когда прочитал сценарий и задумал снимать «Без меня», мне эта история показалась оригинальной, увлекательной, перспективной. Уже потом кто-то мне сказал: «Подожди, так ведь есть же уже такой фильм», но я никогда не задавал этого вопроса ни Даше Грацевич, ни продюсерам, которые предложили мне снимать фильм – для меня это уникальная история, прожитая заново без оглядок на что-то уже снятое и рассказанное. Сравнения обязательно будут, но я даже не хочу в чем-то оправдываться – мне дали материал, который я захотел снять. Вот и все. 

- Вы недавно закончили снимать свой третий фильм. Режиссура теперь занимает у вас первое место?

- И я безумно этому рад…

- Но, судя по реакции зрителей на ваши появления, вы нужны им и как актер…

- Я знаю, что я, как актер, нужен зрителям, режиссерам, продюсерам, но когда я снял свою самую первую короткометражку, еще не учась во ВГИКе, я впервые почувствовал настоящий комфорт. Я почувствовал себя на своем месте, сидя за плейбэком и командуя: «Камера! Мотор!», при том, что у меня уже был за спиной 15-летний актерский стаж. Было немного страшно, что этого ощущения не будет, когда я займусь съемками второй короткометражки, но оно снова появилось. И появляется каждый раз. Значит, я правильно чувствовал в юности, когда мне хотелось этим заниматься.

кадр из фильма

кадр из фильма

- Уже можете рассказать, о чем будет третий фильм?

- Это чисто жанровая картина, мне захотелось снять ромком в духе фильмов «Реальная любовь» или «Отпуск по обмену», называется «Семь ужинов», выйдет в прокат в День всех влюбленных 14 февраля в следующем году. В главной роли снова будет Полина Максимова.

- «Без меня» впервые был представлен зрителям в рамках фестиваля «Движение». Рассчитывали на победу?

- Я вполне отдавал себе отчет в том, что наше кино зрительское, а фестиваль все же предусматривает особый авторский взгляд на показанные в конкурсных картинах события, поэтому мы чувствовали себя несколько не в своей тарелке на этом фоне. В этих обстоятельствах мы могли либо забрать все призы, либо остаться в стороне. Случилось второе, но нам гораздо важнее было увидеть подлинную реакцию зрителей, почувствовать искренние слезы, услышать чистосердечные слова благодарности до московской премьеры и до начала широкого проката. Доверив нам закрыть фестиваль, «Движение» оказало «Без меня» огромную услугу – наши первые зрители были восхитительны, а мы получили заряд уверенности в том, что наша работа была проведена не зря, а ее результаты будут приняты с открытым сердцем.

Поделиться