Сам по себе случай Рона Сталлворта, ставшего первым черным копом в рядах полиции Колорадо Спрингс в 1970-х, удивительно своеобразен и прямо просится на экран. В своих мемуарах Сталлворт рассказал о том, как, начав с задания следить под прикрытием за местными активистами «Черной силы» и лидером этого движения Стоукли Кармайклом, переключился на местное отделение организации Ку-клукс-клан и при помощи коллег проник в их ряды, несмотря на свой цвет кожи. Сталлворт в телефонных разговорах с главой организации Дэвидом Дьюком изображал пламенного белого расиста, а в личных встречах полагался на актерские способности коллеги по кличке Флип, чье еврейское происхождение так же далеко не гарантировало вступление в ряды ККК.
С подачи режиссера крайне острого и неожиданного хита «Прочь» Джоржана Пила за эту историю взялся Спайк Ли – чей авторитет в расовых и социальных вопросах позволял подать эту историю под правильным соусом. Этот же авторитет помешал Спайку раскрыть этот сюжет с подобающей истории неожиданностью. «Черный клановец» не сшибает зрителя с ног, а предпочитает кормить с ложечки.
Главная проблема «Черного клановца» - главный герой, черный коп-антирасист Рон Сталлворт, сыгранный сыном Дензела, Джоном Дэвидом Вашингтоном. Ли как будто бы не до конца определился, сделать ли его веселой комической фигурой или же образцом добродетели, и его Сталлворт то паясничает с телефонной трубкой в руке, то преисполняется праведного гнева на встречах со своей пассией из числа радикальных активисток (Лора Хорриер). Аккуратно комикует и его напарник Флип (Адам Драйвер), старательно изображающий реднека на встречах с членами ККК и потихоньку прозревающий по поводу расовой несправедливости, царящей в стране. Прохладный профессионализм копов не вяжется с однозначной клоунадой, которой предаются в кадре клановцы, паля из пушек на заднем дворе, рыгая и сквернословя. Будут обязательно проведены параллели их лидера Дьюка с президентом Трампом, а в финале фильма мостик перекинется в наши дни – на экране возникнут документальные кадры с прошлогодних трагических бунтов в Шарлотсвилле и уже реальный Дэвид Дьюк, с заметной отстраненностью комментирующий эти события.
Спайк Ли не доверяет своему зрителю и не скрывает этого. Его разочарование уже проявилось в нескольких последних фильмах зашкаливающей артовости – перелицовка древнегреческой комедии в «Чи-раке», вампирская эстетика в «Сладкой крови Иисуса». Но «Черный клановец», по своей сути, жанровое полицейское кино и самый заметный фильм Ли после ремейка корейского «Олдбоя» пятилетней давности. За этот срок в черном американском кино наметились серьезные сдвиги и прорывы благодаря движению Black Lives Matter, и агитация Спайка в комедийной обертке выглядит несовременно по сравнению с богатыми на нюансы картинами того же Пила или сериалом «Атланта».
Ли осознает это и нажимает на проверенные педали – лейтмотивом его творчества стала зацикленность на влиянии одиозного эпоса «Рождение нации» (1915) Д. В. Гриффита. За дипломную короткометражку «Ответ» (1980), ставшей реакцией на сагу о Гражданской войне, Спайка чуть ли не отчислили из киношколы Нью-йоркского университета, о чем режисер не раз и не два вспоминал в интервью. Кадры из него с людьми в белых балахонах Ли включил в одну из самых сильных сцен «Черного клановца» - наряду с эпизодами из «Унесенных ветром», перечисления классики блэксплотейшена, «Шафт» и «Крепкий кофеек». Спайку Ли как будто тесно в самом сюжете фильма, насколько поразительным бы он ни был, и он не упускает возможность прочитать краткую киноведческую лекцию, показать новостные ролики с YouTube, а то и снять пятиминутный клип на соул. Удивительным образом все эти вкрапления не делают богаче «Черного клановца» – фильм, несмотря на свои достоинства, все еще обладает грациозностью и функционалом кувалды. Ее удар безусловно нужен и необходим (как в до сих пор раздираемой расовыми противоречиями Америке, так и в странах победившего Ку-клукс-клана, вроде нашей). Но если бы он не был так предсказуем и не виден издалека, было бы куда убедительнее.