Ватикан, наши дни. Главой католической церкви впервые избран американец Ленни Белардо (Джуд Лоу). Ситуация, как мы понимаем с оглядкой на список верховных понтификов, чисто гипотетическая — из жанра альтернативной истории. Новый понтифик отчаянно молод для суверена Святого престола — всего 47 лет. Он берет себе тронное имя Пий XIII, как бы укладывая свой вектор в направлении консервативных Пиев-предшественников. Кардиналы, тем не менее, теряется в догадках, кто такой Ленни Белардо и каким будет новый Папа.
Пий XIII — «темная лошадка» за пультом управления одной из главных мировых религий. Человек-загадка и человек-парадокс. Аскет-консерватор с диетической вишневой колой на завтрак и сигаретой в руке, борец с гомосексуализмом и абортами, противник любого церковного мерчендайзинга и нарушитель сложившейся веками процедуры. Отдел маркетинга сидит на сухом пайке, штатные фотографы отпущены восвояси за ненадобностью. Молодой папа не появляется на людях («
Хотите увидеть мое лицо — сначала узрите Бога») и цинично отзывается о пастве: верующие выходного дня больше не нужны, пришло время настоящих фанатиков. Толерантность — грех, причастие — анахронизм, церковь — закрытый клуб. Однако за доказательством существования всевышнего он тайно навещает проститутку, цитирует не только Спинозу, но и Бродского, а самыми значительными художниками (в широком смысле) называет Сэлинджера, Кубрика, Бэнкси и Daft Punk.
Однако свою новую работу Соррентино написал специально для телевизора и легко получил под свое имя-бренд необходимый бюджет и благословение трех телегигантов — британского Sky Atlantic, французского Canal+ и американского HBO. Для телецеха приход итальянца событие знаковое, даже с оглядкой на режиссерские сериальные подвиги Стивена Содерберга, Брюно Дюмона или Кэри Фукунаги. В 2016 году в многосерийный формат удалось завербовать сразу несколько знаковых фигур из мира большого кино. Ветеран Вуди Аллен снял первый в карьере сериал «Кризис в шести сценах». Широко известный в узких кругах «мамблкорщик» Джо Суонберг смастерил «Легкое поведение». Но дебют Соррентино это нечто иное, на порядок выше. Кажется, впервые с телеаудиторией собрался поговорить витальный автор из пула фаворитов кинофестивального сообщества.
Все дело в выбранной им теме. Ватикан — это действительно и красиво и интересно. Кухня «пульта управления» католической церкви обещает циничную профдраму, а соборы и площади, как и в «Великой красоте», как минимум могут пригодиться продвинутому и не очень туристу. Самым очевидным вариантом, вероятно, должен был стать эдакий религиозный «Карточный домик» про грех, соблазны, технологии и коррупцию. В этом направлении Соррентино намерено не дожал, чем наверняка разочарует поклонников всякой конспирологии. Режиссер вроде бы и кидает аппетитные кости, но тут же стыдит любителей «жаренного», как Пий XIII своего кардинала, решившего собрать на него компромат.
Существует определенный лагерь профессиональных критиков и снобов-зрителей, полагающих, что Соррентино начинается и заканчивается в «картинке». После «Молодого Папы» им будет сложнее отстаивать свою позицию. В сериале превосходный и, возможно, самый смелый текст среди всех сегодняшних сериалов. На каждую серию приходится несколько диалогов с понтификом, заслуживающих того, чтобы о них думали и говорили: будь то «
обнадеживающее отсутствие Бога», «
я не мужчина — я трус» или его пламенный спич про необходимость слепой фанатичной веры, сразу за которым Пий XIII неслучайно упоминает ислам.
Дабы снизить градус восторга от происходящего в сериале, следует сказать следующее. «Молодого Папу» сложно назвать универсальным зрелищем. Это шоу из разряда take it or leave it: вы либо понимаете и принимаете все, либо на вас с первых сцен веет скукой и многозначительностью, которую вам хочется обозвать пустой. В этом случае не спасет ни прекрасный актерский ансамбль, ни скандальная тема. Остальных хочется поздравить с одним из лучших сериалов года и сообщить, что, кажется, Паоло Соррентино в телевизоре надолго. «Молодого Папу» продлили на второй сезон.