Рецензия на фильм «Уиджи. Проклятие доски дьявола»

Классический хоррор-анекдот: люди, зарабатывающие на вере наивных граждан в потустороннее, сами с ним и сталкиваются. Лос-Анджелес, 1965 год. Вдова Элис Зандер (Элизабет Ризер) зарабатывает спиритическими сеансами на содержание двухэтажного дома. Расстроенные люди задают духам покойных родственников вопросы, свечи вместо «да/нет» загораются или гаснут, занавески трепещут, утешенные посетители уходят, снабдив медиума пятидолларовой купюрой. В представлении участвуют две дочери Зандер: девочка-подросток Лина (Аннализа Бассо) и младшенькая Дорис (Лулу Уилсон). Когда Элис по моде времени приобретет знаменитую доску «Уиджи», чтобы освоить новый метод общения с душами усопших, окажется, что потустороннее действительно тут рядом. И ничего утешительного в этом факте нет.

Дом, в котором живут Зандеры, — тот самый из «Уиджи: Доска дьявола», где легкомысленные школьники столкнулись с духами. А «Проклятие» — классический приквел, который рассказывает, как все начиналось. Впрочем, про первый фильм можно смело забыть: детсадовский хоррор в стилистике канала Disney хоть и собрал в прокате сто миллионов при бюджете в пять, максимум интересен участием Оливии Кук (из «Мотеля Бэйтсов» и хита фестиваля «Сандэнс» «Я, Эрл и умирающая девушка»). Секрет успеха несложно обнаружить в графе «возрастное ограничение»: «Уиджи» шел с рейтингом PG-13 (в России — «12+»). Кассу картине сделали зрители, которых не пускают на нормальные фильмы ужасов. У «Проклятия доски дьявола» в США тот же возрастной ценз, а в отечественном прокате — уже «16+». Результат, что называется, налицо.

В руках режиссера Майкла Флэнегана, постановщика «Окулуса» и «Сомнии», «Уиджи» из позора жанра превратилось в рядовой хоррор, обживающий более успешное для фильмов ужасов десятилетие. Человечество уже мечтает покорять космос, шрамы Второй мировой потихоньку затягиваются, а вера в потустороннее доставляет все больше хлопот церкви (директор школы совмещает эту должность с работой в приходе). Флэнеган уверенно, без лишней фантазии, разворачивает историю, в которой и не думает уклоняться от банальных скримеров и классических тропов, сопровождающих вдову на грани нервного срыва: зуд первого сексуального опыта и страх за чистоту души маленькой девочки. Однако диалоги здесь написаны не при помощи генератора слов, а персонажи хоть и шаблоны, но все же не говорящая мебель (Паркер Мак с некоторых ракурсов напоминает Джеймса Франко, а юные актрисы Уилсон и Бассо так и вовсе хороши).

Все это не отменяет того, что «Проклятие доски дьявола» производит впечатление дважды съеденной баранины. Особенно на фоне второго сезона хоррор-антологии «Американская история ужасов», где Брэд Фалчук и Райан Мерфи как раз принялись за ключевые сюжеты и страхи 60-х (события разворачиваются в 1964-м). Любому эпизоду шоу фильм Флэнегана уступает по всем фронтам: от работы с видеорядом до проработки характеров. Так что большинство поклонников жанра спокойно проживет без очередной картины, которая советует не тревожить души умерших и не спускаться в подвал старого дома.

Поделиться