Режиссер Дэнни Бойл, 2010
кадр из фильма
Взявшись за экранизацию реальной истории, описанной в автобиографической книге скалолаза Арона Ральстона, Дэнни Бойл сделал ставку на реалистичность. Местом съемок стал не просто тот самый каньон Блю Джон, но то самое место каньона, в котором альпинист попал под трехсоткилограммовый валун. В экипировку героя вошел не какой-то стандартный для скалолазов набор, но точь-в-точь такой, с которым реальный Ральстон оказался на грани жизни и смерти. Джеймс Франко, тем временем, не казался единственно правильным выбором, и режиссер метался между несколькими претендентами на главную роль. Напрасно. «127 часов» — это фильм, после которого Джеймсу Франко можно простить любые актерские неудачи.
Режиссер Альфонсо Куарон, 2013
кадр из фильма
«Все, что нужно для хорошей картины, — это девушка и пистолет», — утверждал самый яркий представитель французской новой волны Жан-Люк Годар. Создатели «Гравитации», вошедшей во все списки лучших фильмов 2013 года, умудрились замешать всю историю на одной только девушке — никаких огнестрельных оружий. Она проводит весь фильм в 10-килограммовом скафандре; на расстоянии тысячи и тысячи километров — ни единой души, и скорая смерть кажется единственным реалистичным исходом. Потому что сил больше нет, запасы кислорода почти на исходе, а в космосе, как мы помним еще со времен картины «Чужой», «никто не услышит твой крик».
Режиссер Энг Ли, 2012
кадр из фильма
Чтобы борьба за выживание, которую главный герой «Жизни Пи» ведет в океане, выглядела достовернее, на съемочную площадку выписали Стивена Каллахэна. Опыт, который он получил в начале 1980-х, не пожелать никому: чуть больше двух месяцев известный яхтсмен провел наедине со спасательным плотом и Атлантическим океаном. Выжил, написал бестселлер, прославился на весь мир. Персонажу приключенческого фильма Энга Ли пришлось куда тяжелей. Индийский юноша, названный в честь парижского бассейна «Писин Молитор», дрейфовал по океану в славной компании, с которой не стоит встречаться даже на суше. Одна спасательная шлюпка — пять пассажиров. Человек, гиена, зебра, орангутан и бенгальский тигр.
Режиссер Роберт Земекис, 2000
кадр из фильма
Поместить человека на необитаемый остров и наблюдать за тем, как он по капле выдавливает из себя цивилизацию, приспосабливаясь к новым условиям жизни, — концепт, скажем прямо, не самый оригинальный. Однако «Изгоя» не зря причисляют к сотне лучших драматических фильмов всех времен и народов — в избитую «робинзонаду» его создателям удалось вдохнуть новую жизнь, усилив одиночество главного персонажа. Вместо схватки с пиратами — борьба с молчаливой морской стихией. Вместо Пятницы — волейбольный мяч, нареченный именем Уилсон. Главный звуковой эффект — зубодробительная тишина, при встрече с которой современные люди способны разом лишиться и рассудка, и разума.
Режиссер Ридли Скотт, 2015
кадр из фильма
Последнюю на сегодняшний день работу Ридли Скотта, удостоенную двух «Золотых глобусов» (в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучший фильм в жанре комедия»), презентовали публике как «приключения Робинзона Крузо на Марсе». Забудьте о титрах, в которых значатся десятки актеров. «Марсианин» — в чистом виде бенефис Мэтта Деймона, герой которого попадает в условия, достойные высокой трагедии (один! на Марсе! без связи с Землей!), но действует, как персонаж комедийного фильма. «Марс будет в ужасе от моих способностей», — заявляет герой, нарекая себя колонизатором и величайшим агрономом Красной планеты. Чтобы собрать первый в истории урожай марсианской картошки, он добывают воду из ракетного топлива, а в качестве удобрения использует собственные экскременты.
Режиссер Джей Си Чендор, 2013
кадр из фильма
За названием, которое можно было бы дать любой картине из этого рейтинга, скрывается незамысловатая история о восьмидневной схватке между человеком и водной стихией. Вдохновившись повестью Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», режиссер Джей Си Чендор собственноручно написал 32-страничный сценарий этой картины (объем, более подходящий для короткого метра). При этом реплики, которые произносит Роберт Редфорд с экрана, уместились бы и на одной. «Господи!», «Черт!», «SOS», «На помощь!» — таков примерный словарный запас человека, который в одиночку сражается с бушующим океаном. Что не помешало 77-летнему (на тот момент) Роберту Редфорду сыграть в «Не угаснет надежда» едва ли не лучшую роль. Отсутствие оскаровской номинации не должно вас смущать: система выдачи позолоченных статуэток так же далека от совершенства, как герой картины — от берега.
Режиссер Дэниэл Бурла, 1975
кадр из фильма
Дэниэл Бурла, дебютировавший с «Ноем» одновременно на сценарном и режиссерском поприще, больше не снял ни единого фильма. Все, что он хотел сообщить человечеству, было громко сказано в этом кино. Вот только до редкого зрителя докатилось его сообщение: картина, снятая в 1968-м, впервые была показана лишь в середине 1970-х, после чего незаслуженно канула в небытие. Современному зрителю черно-белый фильм может показаться чересчур медлительным и старомодным, однако сюжет своей актуальности не растерял. Главный герой, фантастически исполненный Робертом Штрауссом, — последний человек на планете Земля. Единственный, кого ядерная катастрофа не успела свести в могилу. Чтобы не спятить от одиночества, он населяет мир иллюзорными компаньонами. И от этих воображаемых голосов окончательно сходит с ума.
Режиссер Родриго Кортес, 2010
кадр из фильма
Низкобюджетную серию, снятую целиком и полностью в одной декорации, на жаргоне американских телевизионщиков именуют «бутылочным эпизодом». Триллер Родриго Кортеса «Погребенный заживо», согласно этому принципу, может быть смело назван «бутылочным фильмом». Его единственный персонаж — американский шофер Пол Конрой, который работает по контракту в Ираке, — ни разу не выходит из деревянного ящика, зарытого в землю. Есть ощущение, что львиная доля трехмиллионного бюджета ушла на гонорар для сыгравшего эту роль Райана Рейнольдса. А на что еще могли потратить деньги создатели фильма? Весь заявленный реквизит — зажигалка, мобильник и семь дубовых гробов.
Режиссер Майкл Гринспен, 2010
кадр из фильма
Если бы сценарий «Потерпевшего» и актер Эдриан Броуди попали в руки опытного голливудского ремесленника, а не канадского дебютанта, этот триллер о выживании был бы обречен на град номинаций и статуэток. Как минимум — в категории «Лучший актер»: Броуди, который держит на себе всю картину, прошел через испытания, чрезмерные даже для оскароносца. Во время съемок он натурально питался насекомыми и червями. Ни разу не потребовал помощи каскадеров. Сам падал в речку с почти замерзшей водой. И спал отнюдь не в отеле, куда бежали после смены остальные члены съемочной группы. Чтобы не выпасть из образа, актер ночевал в одиночестве в темном канадском лесу — в той самой разбитой машине, где мы застаем его персонажа в начале картины.
Режиссер Фрэнсис Лоуренс, 2007
кадр из фильма
Будем честны: Уилл Смит — далеко не единственный актер, который появляется в третьей по счету экранизации культового романа Ричарда Мэтисона. Более того, в этой картине есть масштабные сцены, для создания которых на площадку стянули больше тысячи человек. А впрочем, какие же это люди? Так, зараженная вирусом нечисть — то ли зомби, то ли звероподобные чудища, окончательно утратившие человеческий облик. Поэтому будем считать, что Уилл Смит, который бродит по опустевшему Нью-Йорку с немецкой овчаркой и на полном серьезе общается с манекенами, совершенно один. Единственный, кого не смог заразить странный вирус, изобретенный, по иронии судьбы, как лекарство от рака. Последняя надежда человечества на возрождение.