Программа документального кино «Свободная мысль» традиционно одна из самых интересных и волнующих на ММКФ. В этом году фильмы имели более личный характер, на первый план выходил именно автор, а не его герои. Документальное кино все чаще черпает материал из интимных переживаний, семейных отношений, мечтаний и тоски. И еще заметнее становится разделение неигрового и игрового, поскольку окружающая жизнь в самых заурядных своих проявлениях находит гораздо больший отклик, нежели инсценировка и самая талантливая игра.
Бегемот / Bei xi mo shou
Режиссер Жао Лианг, 2015кадр из фильма
В отличие от остальных фильмов программы, «Бегемот» использует притчевую форму, а документальный материал здесь мало чем отличается от художественного. Трагическое описание ада китайских рудников и шахт, на работу в которые стекаются люди только за тем, чтобы умереть в пыли и огне. Их жертва остается напрасной, огромное количество добытых ресурсов уходит на постройку городов-призраков, спальных районов, в которых никто не живет. «Бегемот» — своего рода ответ работам классика советской документалистики Дзиги Вертова, где за описаниями тяжелого труда неизбежно шагает «счастливое будущее». Жао Лианг рисует дантовский ад бессмысленной и трагичной для экологии работы, где рабочие кажутся призраками без прошлого и будущего. Братья / Bracia
Режиссер Войцех Старон, 2015кадр из фильма
Скромная история двух братьев, на закате жизни живущих рука об руку в польской провинции. Ключевым мотивом картины становится память: режиссер не дает зрителю ни малейшего пояснения о прошлом стариков. Они делают зарядку, гуляют по лесу, один рисует, другой наблюдает. Отсутствие явного конфликта компенсирует тихие драмы их жизни, которые они переживают без слез — слишком многое уже позади. Сцены прерываются кадрами хроники, которую когда-то снимал один из братьев. Воспоминания заменяются кинопленкой, и, лежа в больнице, по-видимому, ожидая смерть, старик шепчет, что помнит всю свою жизнь. И смотрит ее, как в кино. Братья / Brødre
Режиссер Аслеуг Холм, 2015кадр из фильма
Режиссер Аслеуг Холм сделала этот фильм из обрывков, снятых ею в течение 10 лет наблюдения за своими детьми. В отличие от польской картины, норвежские «Братья» наполнены чистой ностальгией и искренней жаждой захватить мгновения прошлого и исследовать их с помощью кино. Жизнь маленьких братьев вполне заурядна: игры, работа по дому, школа, домашние задания и капризы. Мать следит за каждым их шагом, отвечает на их вопросы, сама их задает. Для нее этот фильм стал не только методом взаимодействия с сыновьями, но и воспитанием. Фильм подходит к концу с первыми взрослыми решениями двух братьев. Мать констатирует: они выросли, теперь ее фильм обязан кончиться, подобно ее материнской опеке. кадр из фильма
Единственный в программе чисто телевизионный документальный фильм. История американского фотокорреспондента, похищенного и жестоко казненного в Сирии в 2014 году. Несмотря на формат, «Джим» интересен прежде всего использованием реальных съемок с мест происшествий, который вряд ли когда-либо показывались по ТВ. Жестокость и трагедия войны стала поводом для оправдания собственной жизни десяткам фотокорреспондентов, отправившихся в горячие точки. История Фоли — не история героизма, но стремления к смерти, побега от невыносимых условностей семейной жизни и американского быта. Его жизнь могла бы стать материалом для более глубокого исследования, наподобие «Человека гризли» Вернера Херцога. Но телевизионный формат этому сильно помешал. кадр из фильма
В свойственной ему ироничной манере Майкл Мур путешествует по миру в поисках продуктивных идей, которые могли бы пригодиться его родной стране. По мнению автора, огромные суммы, которые тратятся США на вооружение, давно пора направить на улучшение жизни внутри страны. Мур ломает традиционные стереотипы о труде, обучении, воспитании и борьбе с преступностью. Оказывается, чем больше свободы государство дарит своим гражданам, тем эффективнее оно становится. «Куда бы еще вторгнуться» — умная сатира на американское общество, за которым стоит глубокий патриотизм ее автора. Со стороны России смотреть фильм не менее интересно: решение многих социальных проблем, принятых в разных странах, руководствуется совсем иным взглядом на человека, его свободу и достоинство. «Куда бы еще вторгнуться» заставляет почувствовать реальное родство России и Америки с вполне оптимистичным взглядом на будущее. кадр из фильма
Скорее поэтическая, чем строго документальная картина. Используя обрывки интервью с основателями Интернета, автор не стремился дать ответ на вопрос об историческом смысле всемирной Сети, но предложить несколько тем для размышления. Используя мотивы киберпанка, «Лимб», хоть и весьма популистски, обращает внимание, что Интернет явился логическим продолжений человеческого стремления сохранить все свои воспоминания. Каждый из нас непрерывно сохраняет информацию о себе, своих интересах и передвижениях, но куда это приведет — неизвестно. Не стали ли огромные базы данных, хранящие миллионы файлов о нас, объективным богом, обрести которого, наконец, представился шанс человечеству? кадр из фильма
Еще одна семейная история и, пожалуй, наиболее трогательная во всей программе. В прошлом Марианна была известной моделью, но ее карьера окончилась с появлением двух сыновей. Семейная жизнь ей виделась невыносимой, она оставила детей и эмигрировала в Южную Африку. Теперь ей 95 лет, она пишет завещание и просит своего внука Тома помочь ей. Том Фассарт целью фильма ставит исследование глубоких проблем своей семьи, о которых родственники предпочитают молчать. Он много снимает свою бабушку, отца и его брата, из их слов складывается многослойная история взаимоотношений, поиска любви и внимания. Обиженные на мать сыновья приходят к прощению, а эксцентричная женщина впервые, перед лицом камеры, находит покой и оправдание своей жизни. кадр из фильма
Восемнадцатилетняя беженка из Афганистана живет без документов в пригороде Тегерана. Сонита мечтает стать рэпером, исполнять злободневные тексты, попытаться с их помощью что-то изменить в стране и своей жизни. Ее хобби вызывает улыбку у окружающих и непонимание у родственников — те хотят скорее выдать ее замуж и получить приданое. Режиссер картины всюду следует за девушкой, общается и помогает ей твердо держаться выбранного пути. Соните удается многое, гораздо больше, чем она могла помыслить. В конечном счете, фильм становится сказкой со счастливым концом, сутью которого можно считать лишь нарастающее движение к принятию минимальных женских прав и свобод.