В настраивающем на нужный лад прологе маленький мальчик с отсутствующим взглядом разбивает лоб о стену, по которой ползет таракан, жадно поедает насекомое и отправляется на кухню, где вяло перекусывает чипсами и принимается за собственный палец. Потом сюжет фокусируется на затворнике Кайле Барнсе (Патрик Фьюджит) который узнает, что в городе (глухомань — Рим, Западная Вирджиния), куда он вернулся пять месяцев назад, происходят странные вещи.
На следующее утро он отправляется к преподобному Андерсону (Филип Гленистер), с который они проводят сеанс экзорцизма над мальчуганом из пролога. Ситуация начинает проясняться. Демон узнает Кайла и произносит ключевую фразу, с которой будут разбираться уже в следующих эпизодах: «
Великое слияние не остановить». История Кайла и преследующих его с детства демонов получает новый толчок.
«Изгой» — экранизация комикса Роберта Киркмана, чье имя, благодаря «Ходячим мертвецам», хорошо известно даже тем, кто никогда не брал в руки его рисованные истории. Свой новый проект Киркман не стал отдавать на дружественный канал AMC, где шесть лет бродят «Ходячие», а поселился на более скромном Cinemax, где ему пообещали полный авторский контроль. По словам Киркмана, в «Ходячих мертвецах» и его спин-оффе он наблюдал за созданием шоу немножко из-за плеча более опытных шоураннеров.
Делать выводы о сериале по его пилоту всегда сложно. У кого-то получается отменный пилот, который тащит за собой квелый сезон. В других — первый эпизод лишь кусочек паззла, «играть» подобные проекты (таких, стоит признать, большинство — и это правильно) начинают лишь к середине сезона. «Изгой» относится ко второй категории. Первый час десятисерийного сезона — кропотливая заливка фундамента; процедура необходимая, но нельзя сказать, чтобы хватающая зрителя за горло.
Постановку пилота «Его окружает тьма» доверили жутко интересному «инди»-хоррормейкеру Адаму Вингарду («Тебе конец!», «Ужасный способ умереть»). Уже в триллере 2014 года «Гость» видно, что в рамках любимого жанра Вингарду тесно. То же самое подтверждает его новый проект — римейк/адаптация «Тетрадь смерти», где Адам впервые в жизни работает на голливудского мейджора (Warner Bros.). Ставка Киркмана сыграла: «Изгой» дается Вингарду легко. Тот уверенно снимает «независимую» мистическую драму на стыке с хоррором — вязкую, мрачную, немного сонную, но оттого еще более атмосферную.
Но у «Изгоя» как минимум есть авторитетное доброе имя Cinemax (младший брат HBO нечасто балует новинками, но бьет метко — «Больница Никербокер» и «Банши» снабжены значком именно этого канала) и могучий британец Филип Гленистер («Жизнь на Марсе», его спин-офф «Прах к праху» и великое шоу «Бешеные псы»), совершающий, кажется, первую вылазку в американский прайм-тайм.
Киркман и компания пока все делает правильно, но видно, что экономят силы — в отличие от, скажем, сделанного с огоньком «Проповедника», где тоже есть разочарованный священник и чертовщина. Но даже в этом режиме в пилоте «Изгоя» проступает дельная мысль, сформулированная многими поколениями хоррормейкеров: «Дьявол повсюду», но в провинции он чувствует себя комфортнее. Что ни говори, но чем ближе человек к Богу, тем уязвимее он перед планами темных сил (ровно об этом была недавняя «Ведьма» Роберта Эггерса). Иными словам, кризис веры может случиться только там, где эта вера присутствует. В этом плане городок Рим и его обитатели — идеальный полигон.
Cinemax продлил шоу на второй сезон, не дожидаясь премьеры первого. Пожалуй, именно это гарантирует, что у Киркмана получилось. Авторитет канала, как ни крути, высок.