Талантливый летчик Алексей Гущин (Данила Козловский) не может устроиться в жизни из-за своего бунтарского характера. Благодаря протекции отца-авиаконструктора, он попадает в стажеры к опытному пилоту и редкостному педанту Леониду Зинченко (Владимир Машков), который живет по инструкции и того же требует от окружающих. Ситуацию осложняет внезапно нагрянувшая любовь Гущина ко второму пилоту, холодной блондинке Александре Кузьминой (литовская красавица Агне Грудите) – та пробилась за штурвал вопреки половой дискриминации, и потому в тайне недолюбливает мужчин. Непростые личные обстоятельства героев отступают на второй план, когда их самолет застревает на вулканическом острове Канвуу, где, кажется, разверзся сам ад.
Сегодня словосочетание «ремейк советского фильма» поневоле вызывает сильное отторжение, однако «Экипаж» Николая Лебедева меньше всего заслуживает подобного отношения. Это на редкость аккуратная и даже чересчур уважительная адаптация всем известной классики. Со времен фильма Александра Митты прошло больше 35 лет, и зрелищность в кино не стоит на месте. Картины разрушений стали масштабнее, спецэффекты – реалистичнее, сюжет – в разы безумнее. История переписана на современный лад, но сохранила не только общую структуру (первая половина фильма – знакомство с персонажами, вторая – собственно, борьба со стихией), но даже мотивы оригинала.
Сам конфликт как будто пришел прямиком из позднего Советского Союза – стычка поколений, «дети» не признают правил и авторитетов, «отцы» слишком зашорены, чтобы оценить и принять перемены. С тех пор много чего изменилось, и кино не поспевает за реальностью, оттого характеры как бы повисают в невесомости. Интерьеры, вроде, современные, а герои – все-таки из головы, не из жизни. Данила Козловский играет обобщенный образ молодого идеалиста, Владимир Машков осваивает амплуа сурового, но справедливого наставника и, кстати, весьма успешно – это лучшая роль актера со времен «Ликвидации». В кино стоит идти если не ради IMAX, то хотя бы ради него.
Самое интересное в «Экипаже» начинается во второй половине. И дело здесь не только в качестве аттракционов. Если с драматизмом у фильма проблем нет, то насчет спецэффектов можно поспорить – мировой это уровень или не совсем (мне вот кажется, что не совсем, при всем уважении к титанической работе студии CG Factory). Но важнее всего смысловая подкладка. Кино с амбициями кассового рекордсмена – а «Экипаж» намерен собрать в кинотеатрах максимально широкую аудиторию – это всегда идеологическое высказывание. И велики были шансы, что фильм о спасении соотечественников за границей станет конъюнктурной поделкой, полной героического пафоса в духе «мы своих не бросаем» и прочего. Но ничего подобного там нет.
Наоборот, государство даже в лице МЧС совершенно вынесено за скобки. Лишь где-то далеко в душной комнате сидят и паникуют малоприятные пухлые функционеры авиакомпании, и максимум на что они способны – это информировать экипаж о погодных условиях и рассуждать с мрачным видом о шансах посадить самолет. Оказавшиеся в экстремальных условиях персонажи на свой страх и риск принимают решения и берут всю ответственность на себя. Таких героев – самостоятельных, убедительных, готовых на смелые поступки – в нашем кино не было давно.
Любой фильм-катастрофа – это всегда кино о выживании и самоорганизации, и главная сложность этого жанра отнюдь не в спецэффектах, а в психологическом оправдании действий персонажей. И в этом отношении у создателей «Экипажа» точно все получилось.