Роуэн Аткинсон расставляет сети

Таинственный убийца держит Париж в страхе. Фильм стартует с его пятого злодеяния. Снова никаких свидетелей и зацепок. Полиция в тупике. Не сегодня  завтра комиссар Мегрэ лишится не только работы, но и репутации. Понять убийцу ему помогает случайная беседа с психиатром. Зреет спасительный план: сыграть на тщеславии и уязвленной гордости маньяка. Мегрэ разыгрывает перед прессой арест «фиктивного» подозреваемого и ловит маньяка на живца, выпуская на ночной Монмартр (убийца орудует исключительно в этом районе Парижа) несколько десятков специально обученных женщин.

Несколько лет назад, точнее  в 2013 году, британский канал ITV получил две серьезные пробоины в своей сериальной линейке. Дэвид Суше закончил вахту главного Пуаро в мировом кинематографе, а конкуренты из BBC вернули себе права на мисс Марпл, оборвав сериал ITV на шестом сезоне. Руководство канала приняло решение сделать новым героем долгоиграющего теледетектива главного сыщика «заклятых» друзей-французов  комиссара парижской полиции Жюля Мегрэ из романов классика жанра, франкоязычного бельгийца Жоржа Сименона.

Мегрэ в Британии знают не многим хуже родных икон сыска. Комиссар пережил три инкарнации на английском ТВ. В шестидесятые его с большим успехом играл Руперт Дэвис (литературный «отец» Сименон считал этот образ идеальным). Позже трубку, драповое пальто и котелок примеряли Ричард Харрис и Майкл Гэмбон. На роль нового Мегрэ пригласили Роуэна Аткинсона, национальную комедийную гордость («Мистер Бин», «Черная гадюка», «Тонкая голубая линия») с нулевым драматическим опытом. Актер оказался большим поклонником творчества Сименона, да к тому же изрядно устал от приросшей к лицу комической маски.
кадр из фильма

кадр из фильма
На прошлой неделе ITV показал первый из двух отснятых полуторачасовых эпизодов (то есть полноценных телефильмов) потенциального сериала  «Мегрэ расставляет сети». Этот роман Сименона  один из самых экранизируемых о Мегрэ. «Монмартровского» маньяка ловили практически все: и Гэмбон, и Дэвис, и Брюно Кремер (самый «долгоиграющий» Мегрэ из французского сериала), и великий Жан Габен.

Почему же новый сериал начинается со столь растиражированного первоисточника (и напрочь убивает интригу для всех фанатов теле- и кино-Мегрэ)? Во-первых, автор сериала Стюарт Харкурт (в его фильмографии довольно предсказуемо обнаружились и «Пуаро», и «Мисс Марпл») и его главная «звезда» Аткинсон пока действительно расставляют сети  и смотрят, кто в них угодит. Здесь все более-менее очевидно. По заданному слегка меланхолическому темпу и винтажному антуражу несложно определить целевую аудиторию проекта. Это те самые поклонники классического британского теледетектива, скучающие по старорежимных постановкам про Эркюля Пуаро и мисс Марпл.

Публика эта достаточно консервативная и преданная, но и привередливая. Есть подозрение, что смириться с новой трактовкой классического образа, сможет не каждый. Роуэн Аткинсон, то ли в силу привычки, то ли по высшему драматургическому замыслу, играет не совсем привычного Мегрэ  уязвимого, сомневающегося, нерешительного, где-то даже неловкого интроверта, не застрахованного от ошибок. Ставить крест на таком прочтении рановато, но промежуточные итоги пока, скорее, разочаровывают. Аткинсона легко можно принять за француза, но от комиссара Мегрэ принято, в первую очередь, ждать надежности и обстоятельности.
кадр из фильма
кадр из фильма
Прикрыть Аткинсона могла бы драматургия и режиссура  некоторые шаги в этом направлении, безусловно, делаются. «Расставивший сети» Мегрэ попадает под более жесткий, чем у Сименона, прессинг. К лютующей прессе и уязвленному эго сыщика добавлена политическая компонента. Охота на маньяка объявлена делом государственной важности. Начальник комиссара регулярно отбивается от летящих из министерства молний, но все-таки не выдерживает и принимает решение отстранить Мегрэ.

Но куда интереснее спекулятивного «закручивания гаек» и местами довольно бойкого монтажа «партизанские» попытки приблизить героя к родной английской публике. Мегрэ удостаивается сравнения с инспектором Эбберлайном, а дело парижского маньяка  с охотой на Джека-потрошителя, тоже лишившего жизни пятерых женщин. Второй раз зрителю подмигивают, когда выясняется, что пиджак маньяка сшит из английской ткани: «

Ваш убийца 

 человек со вкусом».

Все это не больше, чем милый декор, и никак не тянет на «приватизацию» чужого героя. От таких мелочей следовало бы отмахнуться, будь сюжет динамичнее, а игра Аткинсона мощнее, но на выходе вспоминаются почему-то именно они. И финальные полчаса фильма 1958 года с Жаном Габеном.

Поделиться