Таинственный убийца держит Париж в страхе. Фильм стартует с его пятого злодеяния. Снова никаких свидетелей и зацепок. Полиция в тупике. Не сегодня – завтра комиссар Мегрэ лишится не только работы, но и репутации. Понять убийцу ему помогает случайная беседа с психиатром. Зреет спасительный план: сыграть на тщеславии и уязвленной гордости маньяка. Мегрэ разыгрывает перед прессой арест «фиктивного» подозреваемого и ловит маньяка на живца, выпуская на ночной Монмартр (убийца орудует исключительно в этом районе Парижа) несколько десятков специально обученных женщин.
Несколько лет назад, точнее – в 2013 году, британский канал ITV получил две серьезные пробоины в своей сериальной линейке. Дэвид Суше закончил вахту главного Пуаро в мировом кинематографе, а конкуренты из BBC вернули себе права на мисс Марпл, оборвав сериал ITV на шестом сезоне. Руководство канала приняло решение сделать новым героем долгоиграющего теледетектива главного сыщика «заклятых» друзей-французов – комиссара парижской полиции Жюля Мегрэ из романов классика жанра, франкоязычного бельгийца Жоржа Сименона.
Мегрэ в Британии знают не многим хуже родных икон сыска. Комиссар пережил три инкарнации на английском ТВ. В шестидесятые его с большим успехом играл Руперт Дэвис (литературный «отец» Сименон считал этот образ идеальным). Позже трубку, драповое пальто и котелок примеряли Ричард Харрис и Майкл Гэмбон. На роль нового Мегрэ пригласили Роуэна Аткинсона, национальную комедийную гордость («Мистер Бин», «Черная гадюка», «Тонкая голубая линия») с нулевым драматическим опытом. Актер оказался большим поклонником творчества Сименона, да к тому же изрядно устал от приросшей к лицу комической маски.
Почему же новый сериал начинается со столь растиражированного первоисточника (и напрочь убивает интригу для всех фанатов теле- и кино-Мегрэ)? Во-первых, автор сериала Стюарт Харкурт (в его фильмографии довольно предсказуемо обнаружились и «Пуаро», и «Мисс Марпл») и его главная «звезда» Аткинсон пока действительно расставляют сети – и смотрят, кто в них угодит. Здесь все более-менее очевидно. По заданному слегка меланхолическому темпу и винтажному антуражу несложно определить целевую аудиторию проекта. Это те самые поклонники классического британского теледетектива, скучающие по старорежимных постановкам про Эркюля Пуаро и мисс Марпл.
Публика эта достаточно консервативная и преданная, но и привередливая. Есть подозрение, что смириться с новой трактовкой классического образа, сможет не каждый. Роуэн Аткинсон, то ли в силу привычки, то ли по высшему драматургическому замыслу, играет не совсем привычного Мегрэ – уязвимого, сомневающегося, нерешительного, где-то даже неловкого интроверта, не застрахованного от ошибок. Ставить крест на таком прочтении рановато, но промежуточные итоги пока, скорее, разочаровывают. Аткинсона легко можно принять за француза, но от комиссара Мегрэ принято, в первую очередь, ждать надежности и обстоятельности.
Но куда интереснее спекулятивного «закручивания гаек» и местами довольно бойкого монтажа «партизанские» попытки приблизить героя к родной английской публике. Мегрэ удостаивается сравнения с инспектором Эбберлайном, а дело парижского маньяка – с охотой на Джека-потрошителя, тоже лишившего жизни пятерых женщин. Второй раз зрителю подмигивают, когда выясняется, что пиджак маньяка сшит из английской ткани: «
Ваш убийца –
человек со вкусом».
Все это не больше, чем милый декор, и никак не тянет на «приватизацию» чужого героя. От таких мелочей следовало бы отмахнуться, будь сюжет динамичнее, а игра Аткинсона мощнее, но на выходе вспоминаются почему-то именно они. И финальные полчаса фильма 1958 года с Жаном Габеном.