Рецензия на фильм «Шпионский мост»

1957 год. В Нью-Йорке схвачен советский шпион Рудольф Абель (Марк Райлэнс). В судебном процессе интересы Абеля представляет специалист по страховому делу, талантливый юрист Джеймс Б. Донован (Том Хэнкс). Он прекрасно понимает, кого именно ему приходится защищать (проклятие соотечественников не заставят себя долго ждать), но профессиональный долг превыше всего. Более того, он убеждает судью приговорить идеологического врага к тюремному заключению, а не смертной казни. Расчёт Донована прост и очень логичен: если СССР раскроет американского шпиона, Абель может выступить в качестве разменной монеты. 1 мая 1960 года под Свердловском сбит самолёт-разведчик U-2. Пилот Гари Пауэрс (Остин Стоуэлл) взят в плен. По негласной просьбе правительства Донован отправляется в Восточный Берлин, где должен провести переговоры об обмене... 


Спустя три года после «Линкольна» (всё это время, кажется, шёл бесконечный выбор нового проекта, которых на очереди с десяток) Стивен Спилберг возвращается с историей, основанной на реальных событиях времён Холодной войны. Учитывая нынешний международный контекст, историей актуальной и во многих смыслах поучительной. Будучи гуманистом до мозга костей, режиссёр аккуратно и с большим уважением рисует образ адвоката Донована, человека большого мужества, ума и чести, доказавшего, что договориться можно всегда и с кем угодно, главное — уметь слушать и слышать (не забывая про собственные цели и задачи) своих визави. В этом смысле, «Шпионский мост» в первую очередь биография, и уже только потом драма. 

Для внушительного 141-минутного хронометража в «Мосте» не так уж много событий, но нащупанный в самом начале нерв повествования превращает эти почти что два с половиной часа в мимолётное видение, проносящееся перед глазами практически незаметно. Спилберг мастерски конструирует сюжетный остов, концентрируясь на деталях той эпохи и ключевых диалогах, в которых герои проговаривают именно то, ради чего картина и снималась. 

Новый фильм голливудского классика можно счесть за открытую лекцию по режиссёрскому ремеслу. Здесь всё взвешено, высчитано и продумано. Настолько качественно, что даже скучно. Но это, естественно, не укор, а проговаривание очевидного. Спилберг по определению не может снять слабо или неудачно, он может лишь не попасть в материал. В случае с «Шпионским мостом» всё сложилось наилучшим образом. Это тот самый Спилберг, к которому все мы привыкли.

Поделиться