Shall We Dance?

Shall We Dance?

Вчера показали «Танец реальности» Алехандро Ходоровски. Лет пять назад казалось, что маэстро уже вообще никогда ничего не снимет. Последние 20 лет он искал деньги на своеобразный сиквел культового «Крота» — «Авелькаин», где главные роли должны были сыграть Джонни Депп и Мэрилин Мэнсон. Потом долго и упорно запускался с проектом «Королевский выстрел». И всё никак. Ну, это неудивительно. Будучи как-то в Москве, он заявил, что искренне верит в то, что все продюсеры разорятся. И тут «Танец реальности». Снято на цифру за $3 млн, но здесь есть всё — цирк, клоуны, секс, ампутанты, карлицы, эзотерика, алхимия, хулиганство на грани фола, абсурдистский юмор — за что мы любим старика Ходо. 


По сути это автобиография режиссёра с рядом художественных допущений. Маленький Алехандро живёт с мамой (дама с внушительным бюстом; коммуницирует с окружающим миром исключительно посредством пения) и папой (суровый пожарный-коммунист, не признающий никаких авторитетов кроме товарища Сталина, портрет которого висит на стене) в чилийском городке Токопилья. Закадровый голос Ходоровски делает важные уточнения, а порой режиссёр и сам появляется в кадре, внимательно наблюдая за познающим жизнь Алехандро. 

Для всех поклонников Ходоровски это, конечно, большой праздник. Понятно ведь, что он на самом деле не режиссёр, писатель, композитор или поэт, а современный маг. Маг в изначальном смысле слова. И сам факт того, что ему удалось снять что-то ещё (хотя после «Крота», «Священной горы» и «Святой крови» он имел полное право уходить на заслуженный покой) радует и воодушевляет. Это как с крупными живописцами. Нарисовал от нечего делать на клочке бумаги что-то незатейливое, а в копилку мировой художественной культуры уже прибыло. Впрочем, по-настоящему важно другое. «Танец реальности» — живое, пульсирующее энергией кино. Всё самое главное Ходоровски проговорил в своих уже классических фильмах. В этом смысле, «Танец» не открывает каких-то новых горизонтов. Но перед нами автобиография, и сюжетная конструкция, когда проживший жизнь 85-летний Ходоровски размышляет о пройденном, вспоминая и анализируя свои первые сознательные годы, дорогого стоит. Во всём этом есть не только неиссякаемое озорство автора, но и мудрость.

Поделиться