Вчера показали «Танец реальности» Алехандро Ходоровски. Лет пять назад казалось, что маэстро уже вообще никогда ничего не снимет. Последние 20 лет он искал деньги на своеобразный сиквел культового «Крота» — «Авелькаин», где главные роли должны были сыграть Джонни Депп и Мэрилин Мэнсон. Потом долго и упорно запускался с проектом «Королевский выстрел». И всё никак. Ну, это неудивительно. Будучи как-то в Москве, он заявил, что искренне верит в то, что все продюсеры разорятся. И тут «Танец реальности». Снято на цифру за $3 млн, но здесь есть всё — цирк, клоуны, секс, ампутанты, карлицы, эзотерика, алхимия, хулиганство на грани фола, абсурдистский юмор — за что мы любим старика Ходо.
По сути это автобиография режиссёра с рядом художественных допущений. Маленький Алехандро живёт с мамой (дама с внушительным бюстом; коммуницирует с окружающим миром исключительно посредством пения) и папой (суровый пожарный-коммунист, не признающий никаких авторитетов кроме товарища Сталина, портрет которого висит на стене) в чилийском городке Токопилья. Закадровый голос Ходоровски делает важные уточнения, а порой режиссёр и сам появляется в кадре, внимательно наблюдая за познающим жизнь Алехандро.
Для всех поклонников Ходоровски это, конечно, большой праздник. Понятно ведь, что он на самом деле не режиссёр, писатель, композитор или поэт, а современный маг. Маг в изначальном смысле слова. И сам факт того, что ему удалось снять что-то ещё (хотя после «Крота», «Священной горы» и «Святой крови» он имел полное право уходить на заслуженный покой) радует и воодушевляет. Это как с крупными живописцами. Нарисовал от нечего делать на клочке бумаги что-то незатейливое, а в копилку мировой художественной культуры уже прибыло. Впрочем, по-настоящему важно другое. «Танец реальности» — живое, пульсирующее энергией кино. Всё самое главное Ходоровски проговорил в своих уже классических фильмах. В этом смысле, «Танец» не открывает каких-то новых горизонтов. Но перед нами автобиография, и сюжетная конструкция, когда проживший жизнь 85-летний Ходоровски размышляет о пройденном, вспоминая и анализируя свои первые сознательные годы, дорогого стоит. Во всём этом есть не только неиссякаемое озорство автора, но и мудрость.