Экранизация романа Орсона Скотта Карда, которая грозит вырасти в крупнокалиберный киносериал (в худлит-эпопее одних романов на сегодня тринадцать, а ещё есть рассказы и комиксы), заработала в премьерный уикенд $28 млн (3 407 кинотеатров, средняя наработка — $8 218). Солидная заявка на успешный прокат, но несколько факторов как минимум настораживают.
Первый и главный: на следующих выходных на экраны Северной Америки выходит «Тор 2: Царство тьмы», который заберёт на себя всё внимание поклонников дорогих голливудских развлечений и большую часть IMAX-площадок. Время на солидный заработок на родине ограничено. В борьбе с марвеловским гигантом, пожалуй, и решится судьба «Игры Эндера». Если фильм продержится и потеряет небольшую часть премьерных сборов (самый оптимистический прогноз), продюсерам следует задуматься о продолжении. В случае же обвала, придётся надеяться на международные рынки, где уже сейчас царствует «Тор 2». Что до конкретных цифр, бюджет «Игры Эндера» составляет $110 млн. Для хэппи-энда желательно освоить от $300 млн общемировых сборов. С этим уже сейчас видятся определённые проблемы.
Картина Гэвина Худа оценивается сразу в двух системах координат. Некоторые продолжают причислять её к расплодившимся young-adult-экранизациям, хотя сам Кард настаивает, что писал «взрослую» фантастику, и, кажется, зритель отреагировал с пониманием: 54% посмотревших фильм — старше 25 лет. Благодаря молодым лицам на рекламных плакатах фильма, «Игра Эндера» попадает под огонь сравнений с самыми мощными кинофраншизами для детей и юношества — «Гарри Поттером», «Сумерками» и «Голодными играми». Любой из них фильм безнадёжно проигрывает. Ближайшие кассовые аналогии — провалившийся «Тёмные начала: Золотой компас» ($25,8 млн) и «Эрагон» ($23,2 млн), равняться на которые смерти подобно. В 2013 году в этом субжанре пока больше неудач, чем прибыльных релизов: «Гостья», «Прекрасные создания», «Орудия смерти: Город костей».
#{quote=97}Если сравнивать «Игру Эндера» с большими студийными фантастическими релизами 2013 года, оптимизма не прибавится. Фильм почти на десять миллионов отстаёт от «Обливиона» и «Тихоокеанского рубежа», стартовавших с $37 млн, превосходя лишь цифры «После нашей эры» ($27,5 млн), одного из самых громких провалов летнего сезона блокбастеров. В общем, с большой долей вероятности можно говорить о том, что груз ответственности за окупаемость и дальнейшее процветание франшизы лежит на иностранном зрителе. Американцы же, поставившие фильму «B+», оценку крепкую, но не позволяющую рассчитывать на мощный «сарафан», найдут себе других фаворитов. Пока заграница подарила «Игре Эндера» $9,1 млн.
Два других больших новичка, комедия «Starперцы» и мультфильм «Индюки: Назад в будущее 3D», собрали практически одинаково — $16,52 млн (3 065 площадки) и $16,2 млн (3 736) соответственно. Но если для ветеранского квартета с Робертом Де Ниро во главе старт с третьего места следует считать успешным, то «Индюки» откровенно разочаровали. Бюджет «Starперцев» составил $28 млн, которые фильму по силам отбить, не выходя на внешние рынки. Комедия метит в возрастную аудиторию, которая, как известно, долго запрягает и не рвётся в кинотеатры в дебютный уикенд, зато, если распробует (зрительский балл «A-» располагает), обеспечивает картине долгий прокатный «парашют». За примером — в август прошлого года, когда «Весенние надежды», стартовав лишь с четвёртой позиции и $14,65 млн, четыре недели держались в десятке лучших и в итоге заработали $63,54 млн только в Северной Америке. Подобная траектория, определённо, устроила бы продюсеров «Starперцев». Аналитики предполагают, что так и случится. Для дистрибьютора CBS Films это второй по сборам дебют в истории после прошлогодней готики «Женщина в чёрном», стартовавшей с $20,9 млн.
Прокатчики «Индюков» из Relativity Media (для студии это первый мультипликационный проект), казалось, рассчитали всё верно: «Облачно... 2: Месть ГМО» за полтора месяца проката наконец выдохся, другой новой анимации на горизонте нет — путь открыт. Однако случился недобор, вылившийся в четвёртое место. Картина проиграла даже таким «старичкам», как «Смывайся», собравшему семь лет назад в дебюте $18,8 млн без всякого 3D, и «Побегу из курятника» ($17,5 млн), вышедшему 13 лет назад. «Индюки» вообще повели себя в прокате довольно странно: больше половины аудитории, 57%, было старше 25 лет. Фильму прогнозируют те же, что и у «Starперцев» $60 млн (мультики традиционно «работают» дольше фильмов, если их правильно развести в сетке релизов), но для прибыли этого не хватит — производственная смета составляет $55 млн. Снова придётся просить помощи у заграницы.
Больше новеньких в первой десятке не наблюдалось. «Несносный дед» — второй. После триумфа недельной давности фильм добавил в свою копилку $20,5 млн (3 345 кинотеатра), продемонстрировав лучшую во франшизе «Чудаки» динамику снижения сборов во второй уикенд — потеряно лишь 36%. Пока «Несносный дед» пасёт задних среди фильмов этого экстремального киносериала с $61,57 млн, но буквально через пару дней обойдёт первых «Чудаков» ($64,26 млн), а к выходным доберётся и до «Чудаков 2», освоивших на родине $72,79 млн. Сравняться с рекордсменом серии, «Чудаками 3D», вряд ли удастся: у тех на североамериканских счетах $117,23 млн.
«Гравитация» пятый уикенд парит в первой пятёрке и пока не опускалась ниже 10-миллионного барьера за выходные. Сейчас фильм имеет в активе $218,89 млн (восьмое место в топ-10 самых кассовых фильмов года в американском прокате), из которых $12,86 млн (3 024 площадки) приходится на последний уикенд. Это пятое место. «Гравитация» уже сейчас, с выходом «Игры Эндера», задвинута в большинстве IMAX-кинотеатров на второй план. К концу недели ситуация усугубится — выйдет «Тор 2: Царство тьмы».
На седьмом месте — драма Стива МакКуина «12 лет рабства», единственный фигурант списка, который пока идёт только вверх. Неделю назад фильм 123 экранами завоевал себе место под солнцем, оказавшись на восьмом месте чарта. Сейчас прокатчики добавили ещё 287 площадок, и фильм более чем вдвое увеличил кассу, заработав $4,76 млн ($8,95 млн общих сборов). К следующим выходным «12 лет рабства» будет идти уже в тысяче кинотеатров.
Ниже — упоминавшиеся «Облачно... 2: Месть ГМО», «Советник» и «Телекинез», расписавшие три оставшиеся места в десятке лучших. Мультик занимает восьмое: $4,15 млн (2 430 кинотеатров) за уикенд и $106,15 млн общей кассы. На одну позицию отстаёт «Советник», на котором, как теперь всем ясно, люди из Fox и не собирались зарабатывать: $3,38 млн за второй уикенд проката и $13,77 млн за десять дней. Замыкает список «Телекинез» — $3,26 млн. Новая экранизация Стивена Кинга оказалась убыточной: $37,54 млн общемировых сборов (из них на Америку приходится $31,84 млн) не хватит, чтобы покрыть 30-миллионный бюджет и траты на маркетинг.
В ограниченном прокате блистает «Далласский клуб покупателей», которым, по мнению американских критиков, Мэттью МакКонахи наконец наработал на свой первый «Оскар». Фильм показывают в девяти кинотеатрах со средней наработкой $28 895. Расширять присутствие прокатчики из Focus Features будут в декабре, поближе к «оскаровской» церемонии.