Однажды в Северной Ирландии

Старший инспектор лондонской полиции Стелла Гибсон (Джиллиан Андерсон) приезжает в Белфаст, чтобы помочь местным правоохранительным органам найти убийцу Элис Монро, дочери влиятельного политика. В действиях убийцы она быстро находит алгоритм и интересуется, были ли в недавнем прошлом другие смерти преуспевающих карьеристок, тридцати с небольшим, волосы тёмные. Обнаруживается ещё одна жертва, которую местные занесли в «глухари», а маньяк тем временем готовится к следующему удару, который, как и предыдущий, обстоятельно планирует, приближаясь к практически идеальному преступлению.

С маньяком в «Крахе» отдельная история. В моде снова детективы — привет «Лютеру», помним «Коломбо» — с «открытым» антагонистом. Если в первой серии ещё есть некоторые сомнения, что этот поджарый, красивый как древнегреческий бог интроверт может оказаться «подсадной уткой», с помощью которой сценаристы уводят нас от настоящего убийцы (приманка исключительно для самых подозрительных и насмотренных, остальные пойдут правильным курсом, наблюдая за его кошачьей грацией), то ко второй серии всё становится на свои места: есть сильная женщина-следователь, есть хладнокровный убийца Пол Спектор (Джэми Дорнан, сторибрукский шериф Грэм из «Однажды в сказке»), живущий двойной жизнью. Днём он работает психологом-консультантом, разбираясь с проблемами супружеских пар, и воспитывает с умницей-женой (Брона Воу) двух детей, мальчика и девочку, а ночью, наврав второй половине про работу в телефонной службе помощи, ныряет в ночной Белфаст.

Спектор — один из двух магнитных полюсов сериала. Отличный маньяк, свежий. Без напыщенной любви к прекрасному или, упаси господь, кулинарии, молодой, привлекательный, не позёр, да и просто, как любой человек с женой и детьми, вызывает куда больше доверия, чем холостой. Свою фамилию, кстати, называет «

русской... еврейской». Второй магнитный полюс — Стелла Гибсон в исполнении Джиллиан Андерсон. Актриса, это видно, соскучилась по большим, сильным телевизионным (то есть на длинные дистанции) ролям и лепит героиню во всю мощь своей женской и актёрской харизмы, которые здесь примыкают друг к другу без всякого зазора. Гибсон — хладнокровная одиночка, femme fatale и maneater, рационалистка аналитического склада ума, почувствует запах жертвы — уже не отпустит. Совсем скоро станет понятно, что Гибсон и Спектор, на чьих холодных сексуальных харизмах завязан весь сериал, — одного поля ягоды: предельно расчётливые, умеющие контролировать окружающих прагматики. Авторы, не скрывая, рифмуют их поступки не только в любви к физкультуре, но наделяют обоих очень важной червоточиной: уверенность в собственных силах обязательно даст сбой.
кадр из фильма

кадр из фильма
«Крах» мог бы быть и должен был быть кондовым британским procedural, если бы у Аллана Кьюбитта, создателя сериала, герои не оказались настолько выпуклыми, что, по большому счёту, затмили криминальную составляющую. Безусловно, это детектив и психологический триллер. Но «психологический» здесь не характеристика — чего уж там, давно ничего не значащая — жанра, а главная краска. Прятать такого плохиша, создавая классический детектив с загадкой и анонимным убийцей, которого поймают в последней серии, — преступление не меньшее, чем те, что совершает Пол Спектор. Но Кьюбитт не увлекается психоаналитической игрой в «кошки-мышки», а ведёт главных героев параллельными путями, пока в какой-то момент они будто произвольно не ловят ритм и не притягиваются друг к другу. Впрочем, если из «Краха» сделать кирпич, то место ему, безусловно, в фундаменте английского теледетектива, настолько он крепок, выверен и правильной формы. Такой, если перелетит через океан, мокрого места не оставит от тамошних детективов.

Все, кто подумал, что «Крах» — это ещё одна «Вершина озера» (то есть штука, где криминальная интрига выступает лишь фоном для авторских рефлексий и размышлений), беспокоиться не стоит: шоу эти равновеликие, но отличающиеся ровно тем же, чем ремесленник Аллан Кьюбитт отличается от Джейн Кэмпион. Но и красочно иллюстрированного пособия «Психоанализ для чайников» (читай, сериала «Ганнибал»), к счастью, тоже не вышло. «Крах» рисуется прямыми линиями, но пересекаются они под острым углом. Такая чёткая, холодная структура — не примитив, а ясность мысли и твёрдая авторская рука.

Поделиться