Рецензия на фильм «Где ты, Лулу?»

Саксофонист Иззи Морер ранен случайной пулей во время перестрелки в ночном клубе. Вердикт врачей не утешителен, и обжалованию не подлежит - Морер больше не сможет играть. Жизнь, для него, теряет свой смысл без музыки. Остаётся только ходить в гости и выслушивать нескончаемую болтовню экс-супруги на автоответчике. Как-то, прогуливаясь по Манхэттену, Морер наталкивается на бездыханное тело. В портфеле незнакомца Иззи находит загадочный камень, несущий спокойствие и надежду. Благодаря камню он знакомится с Селией, начинающей актрисой. Встреча становится для них подарком судьбы, они влюблены и счастливы друг с другом. Может, это камень повёл их по жизни? Кое-кто знал это точно. И он уже был рядом…

"Где ты, Лулу?" - режиссёрский дебют известного писателя и сценариста Пола Остера. Фильм, задающий очень много вопросов и не отвечающий не на один из них. Но не стоит сравнивать Остера с Линчем. Для Линча - таинственное и непонятное, среда обитания, для Остера - лишь ненавязчивый фасад, помогающий лучше рассказать историю. Картина, неуловимо для зрителя, трансформируется из житейской мелодрамы в глубокую философскую притчу.

Диалоги героев, допускают множество интерпретаций; странный незнакомец, нарушающий покой Иззи и Селии, вызывает, одновременно, тревогу и умиротворение. Концовка картины, которая, казалось бы, просто обязана расставить все точки над i, ещё сильнее заставляет зрителя задуматься над тем, что он увидел на протяжении всего фильма.

"Где ты, Лулу?" - удачный пример медиативного кино, где важна атмосфера, аура происходящих событий, где любое логическое действие терпит неудачу. Зритель не задаётся вопросом: " А могло ли такое произойти на самом деле?", он просто наблюдает за происходящим на экране, почти физически ощущая импульс идущий от фильма.

Удачным режиссёрским ходом было приглашение на роль незнакомца Уиллема Дэфоу. В "Последнем искушении Христа" он исполнял роль Иисуса, а Кейтел Иуды. В этом же фильме их роли кардинально противоположны, причём герой Дэфоу не менее сложен и противоречив, чем Иуда Кейтеля в ленте Скорсезе. Тем самым происходит подмена, смена плюсов на минусы. По сути, фильм ведёт скрытую полемику с "Искушением". Остер пытается показать нам фатальность человеческой судьбы и в то же время, говорит о возможности чуда, инсайта.

Камень - центральная метафора фильма. Так ли он необычен, или просто одинокие, сломленные люди наделяют его сверхъестественными возможностями, не в силах поверить в собственное счастье? Почему его нашёл именно Морер? И как это связано с перестрелкой в клубе? Подарив любовь Иззи и Селии, способен ли камень осчастливить других людей? Вопросы, вопросы, вопросы. Возможно, вам удастся ответить на некоторые из них, и, даже, открыть секрет земного, человеческого счастья…

Поделиться