Правила Бойла

Правила Бойла

1. Режиссёр должен уметь работать с людьми. Девяносто пять процентов вашей работы — это управление подчинёнными. Те, кто никогда этого не делали, представляют себе акт творчества, вроде Пикассо, пишущего на чистом холсте, но всё совсем не так. Режиссура — это по большей части попытки бороться с чьими-то амбициями, проблемами и перепадами настроения. Попытки собрать всех в одну кучу, чтобы в нужный момент все разом сработали. Нужно заставить всех понять, что они делают один и тот же фильм. Это может позвучать до глупого очевидно, «Конечно же, они делают один и тот же фильм!». Но очень часто попадается кино, где люди на экране совершенно явно делают каждый что-то своё. 


2. Нанимайте талантливых людей. Ваша главная задача как режиссёра — нанять талантливых людей и создать обстановку, в которой им будет комфортно работать. Я очень уважаю актёров за то, что они делают, и жду такого же отношения от остальных. Не хочу видеть по другую сторону камеры людей, которые читают газету, перешёптываются или ещё что. 

3. Научись доверять инстинктам. В идеале вы делаете фильм и по ходу дела разбираетесь в процессе. Это не значит, что нужно быть безответственным и и о чём не думать, но в идеале вы всё должны продумать настолько, чтобы осталось пространство для манёвра. Даже на малобюджетных фильмах вы несёте финансовую ответственность. Если же что-то пошло к чертям — вот и время для манёвра. Всегда есть План А, чтобы к нему вернуться, но вы должны уметь сработать и по Плану Б. Так и актёрам не будет скучно, и вам. 

4. Фильм существует за счёт момента. Вот что невероятно в кино: каким вы сделаете фильм в этот конкретный день, таким он и останется в веках. Сегодня, предположим, актёр пришёл на съёмки после расставания с женой, так что он неизбежно сыграет сцену по другому. Перед камерой появится другой человек. Я начинал в театре, где всё происходит вживую, каждый вечер по-разному. Я думал, что в кино всё окажется наоборот, но это не так. Фильм меняется каждый раз, как вы его смотрите: меняется аудитория, место, настроение, в котором вы пребываете. Если рассуждать логически, он неизменен, но при этом меняется каждый раз. Надо это осознать. 

кадр из фильма
кадр из фильма
5. Если ваш фильм стал хитом, не паникуйте
. Я был просто без ума от сюжета «127 часов» ещё до того, как взялся за «Миллионера из трущоб». Но я понимал — я же не идиот — что студия разрешила мне сделать этот фильм только потому, что «Миллионер» принёс им тонны денег, и они чувствовали себя в долгу. Даже не то, чтобы они полностью развязали мне руки, но вроде как дали разик бесплатно прокатиться на карусели. 

6. Не бойтесь рассказывать о других культурах. Вы не присвоите себе чужую культуру ради одного фильма, но подобный интерес может принести удачу. Если подойти к этому с правильным отношением, вы узнаете кое-что новое о себе, равно как и о возможностях кинематографа в рамках других культур, что мы попытались сделать в «Миллионере из трущоб»... Большинство фильмов всё равно снимаются в Америке и посвящены американцам, ничего плохого в этом нет. Но ситуация меняется, и я полагаю, что «Миллионер» — тому доказательство. Со временем доказательств станет только больше. 

7. Используйте свою власть во благо. В качестве режиссёра вы получаете столько власти, что, если у вас есть хоть небольшой навык, её можно использовать ко всеобщему удовольствию. У вас есть власть придать фильму такую форму, какая вам нужна; если вы знаете своё дело, хорошенько подготовились и, наконец, готовы, у вас должно получиться результативное сотрудничество с другими. 

8. Забудьте о своём эго. Рабочий процесс — ваше отношение к людям, ваша вера в людей — вне всяких сомнений скажется на конечном результате. Условия производства не менее важны, чем производимый продукт. Не все этому верят, но я верю. Я не терплю плохого отношения кого угодно к кому угодно. Я не люблю, когда люди кричат, оскорбляют друг друга и так далее. Иногда приходится встречать людей, которые ждут от вас именно такого поведения, потому что у них был соответствующий опыт в прошлом, но это не ко мне. Характер фильма напрямую зависит от того, делаете ли вы его с достоинством. 

кадр из фильма
кадр из фильма
9. Заставьте тестовые показы работать на себя
. Тестовый показ — это непростой опыт. Выставляя фильм на чьё-то обозрение, вы нервничаете, но тест-просмотры — это важно, и на них я многому научился. Не столько благодаря опросам и последующим обсуждениям, сколько благодаря опыту нахождения в аудитории, которая заранее практически не знакома с историей, которую вы расскажете — по-моему, это ценно. Я не то чтобы научился любить тестовые показы, но оценил их важность. Думаю, стоит попробовать, серьёзно. 

10. Приходите на площадку с фотоальбомом. У меня с собой всегда есть солидный том с фотографиями и рисунками, которые иллюстрируют фильм. Я не имею в виду раскадровку, скорее что-то, что служит вдохновением для создания сцен, образов, идей, персонажей, костюмов, даже реквизита. Источником этих картинок может быть что угодно. Они могут очевидным образом найтись среди работ известных фотографов, а могут и среди рекламных объявлений в журнале — правда, где угодно. Я вклеиваю их в альбом и всегда ношу его с собой, показываю актёрам, съёмочной группе, всем! 

11. Даже идеальные формулы не всегда работают. Ваша задача как режиссёра — нащупать пульс фильма с помощью актёров, что частично связано с их талантом и частично — с личной харизмой. Харизме сложно дать внятное определение, и слава Богу, иначе её можно было бы заранее создавать, как по химической формуле производят новую таблетку. В кино — что приводит ко множеству страданий и головной боли — у вас может быть на руках превосходнейшая формула, которая не сработает. Время от времени мы все становимся жертвами этого, но иногда и выигрываем. Если вы следуете инстинктам и умеете переступить через себя, тогда по крайней мере будете потом гордиться этим. 

12. Черпайте вдохновение там, где получается. Во время промо-кампании «Миллионера из трущоб» мы оказались вроде как бок о бок с Дарреном Аронофски, который тоже работал с Fox Searchlight и вёл промо-кампанию «Рестлера». Я посмотрел его и был впечатлён; Даррен просто решил следовать за актёром куда угодно, и вышло здорово. Я подумал: «Я хочу снять такой же фильм. Я хочу посмотреть, получится ли у меня сделать подобный фильм». Это фильм, который строится вокруг единственного актёра. Иногда фильму нужна монолитная структура, понимаете? Такая роль, которая будет доминирующей. 

кадр из фильма
кадр из фильма
13. Толкайте коляску
. Я считаю, что нужно всегда заводить вещи так далеко, как возможно. Я называю это «толкать коляску». Ну, знаете, коляска, в которой вы повсюду возите своего ребёнка? Я думаю, нужно всегда доходить с коляской вплоть до края отвесной скалы — люди идут в кино именно за этим. Это может сработать с романтической комедией; доводите всё до предела, и действие расширяется. Это одна из ваших обязанностей как режиссёра... Потом вы можете пожалеть о том, что зашли недостаточно далеко, но не наоборот. Если вы проделали хорошу работу — будете приятно удивлены тем, как далеко зритель готов зайти вместе с вами. Они пройдут далеко, очень далеко — ведь они уже проделали немалый путь, чтобы попасть в кинотеатр! 

14. Всегда отдавайтесь на сто процентов. Всегда, в любое время нужно работать на абсолютном максимуме. Не задумывайтесь о том, где ваше имя будет записано в финальных титрах. Сфокусируйтесь на том, чтобы заставить себя сделать всё возможное. Я, как правило, не пишу, но люблю толчок, который даёт мне сценарий; мне нравится, что сценарист пишет, и я могу оттолкнуться от этого. И сам даю толчок сценаристам, так же, как и актёрам. 

15. Найдите свою собственную «обрáзность». На съёмках «Жизни хуже обычной» я научился менять интонацию — и не уверен, что так стоит делать. Мы сменили её на более «капраобразную», а, когда пытаетесь сделать что-то «обрáзное», это нехорошо. Это стало одним из моих правил: никаких «обрáзных». Не пытайтесь сделать «коэнообразный» фильм, или «капраобразный», или «тарковскообразный», потому что втянете себя в лишние проблемы. Найдите свою собственную «обрáзность» и держитесь за неё.

© Перевод Арсения Князькова.

Поделиться