Буря! Скоро грянет буря!

Буря! Скоро грянет буря!

Посмотрел «Укрытие» Джеффа Николса: один из главных американских indie-movie прошлого года, лауреат Каннского кинофестиваля. Про самого Николса тут уже как-то приходилось говорить, поэтому сразу к делу.

Прилежный семьянин Кёртис (лицедей-исполин Майкл Шэннон) потихоньку начинает сходить с ума, предвидя надвигающийся ураган, который должен разрушить его семейное гнёздышко. А потому принято решение строить во дворе подземное убежище. Постепенно ночные кошмары и галлюцинации начинают приобретать навязчивую форму и он решает обратиться к врачу. Но вместо полноценного лечения всё ограничивается милыми беседами с подобием психоаналитика. Тем временем, жизнь продолжает идти под откос. Любимая и любящая жена Саманта (местами похожая на заплаканную уточку красавица Честейн) окончательно перестаёт понимать мужа, некогда лучший друг мечтает набить морду, начальник сообщает об увольнении...

Вундеркинд Николс, в дебюте выдавший правдивый портрет одноэтажной Америки, во втором подходе к снаряду значительно усложняет задачу, вплетая в уже знакомый антураж историю безумия. Кёртис — классический шизофреник, с трудом балансирующий на краю пропасти. Майкл Шэннон демонстрирует выдающуюся актёрскую игру, где за каждым взглядом и вздохом (а вздыхает он тут и правда много) скрываются часы размышлений и раздумий его героя. Николс блестяще использует шэнноновскую фактуру, выжимая из него абсолютно всё, до последней капли.

При этом вполне очевидно, что сумасшествие Кёртиса — блистательная метафора внутренней механики классического «маленького человека», которого обычно почему-то принято снисходительно жалеть. Кёртиса порой тоже жаль, но лишь порой. Во время сцены, где он сообщает окружающим о надвигающемся шторме — артист Шэннон неистово кричит и, кажется, готов уничтожить всю Вселенную на атомно-молекулярном уровне, — хочется спрятаться в чулан и не выходить оттуда до финальных титров.

Самое интересное, впрочем, в другом. Несмотря на очевидную болезненность главного героя, вероятность его правоты маячит перед зрителем до самого конца. И кто знает — возможно, он окажется прав... А возможно — нет.

Вдохновенная работа. Браво, Джефф!

Поделиться