Александр Кузнецов: «У меня миллион ролей мечты. И даже если я их все сыграю, мне будет мало»

Александр Кузнецов: «У меня миллион ролей мечты. И даже если я их все сыграю, мне будет мало»

На экраны выходит картина Александра Котта «Спитак» – большой международный проект. Одну из ролей в ней сыграл молодой актер Александр Кузнецов. Также он поучаствовал в стартовавшем 12 ноября сериале Сергея Урсуляка «Ненастье». И вообще, Кузнецов вдруг стал важнейшей фигурой отечественного кинематографа. Киномания поговорила с актером и получила от него исчерпывающие ответы.

Чувствовали ли вы дополнительную ответственность, снимаясь в картине «Спитак», описывающей реальные трагические события 1988 года? 

Безусловно, я не равнодушен к таким вещам и очень внятно понимал ответственность. Но в то же время нельзя было впадать в крайности и перегибать палку, потому что кино – это смесь чувств и математики: если ты будешь перегружать себя ответственностью момента, то никакого кино не случится. Главное результат. И для того, чтобы это работало для зрителя, сами исполнители должны держать себя в руках и относиться к работе, как врачи-хирурги. Для врача ведь главное – спасти человека, верно? Если он будет сильно переживать по этому поводу, у него будут трястись руки, и он человека зарежет. Это не отменяет чувств врача и понимания им ответственности.

Чем именно для вас важен фильм Александра Котта «Спитак»? 

Сложно объяснить. Это был мой первый интернациональный опыт. На площадке были армяне, французы и русские, и все говорили на разных языках. Ровно так же, как во время трагедии. Каким-то образом на площадке создавалась эта трагическая и одновременно торжественная атмосфера. Торжественная тем, что всё это было про жизнь, а не про смерть. Смерть уже случилась, и в руках всех тех, кто участвовал в спасательной операции было только одно – спасти как можно больше жизней. Это очень трепетная тема для меня.

Складывается такое ощущение, что вы достаточно тщательно отбираете себе роли. Как это происходит на самом деле, и имеет ли место определенная стратегия?

Безусловно, это так. Во-первых, я не вижу никакого смысла играть то, что тебе не нравится – деньги, не деньги, это ведь от месяца до года твоей жизни, зачем тратить ее не на то, что любишь? Во-вторых, стратегии, к сожалению, не может быть, иначе я бы превратился в карьериста. Есть просто четкое понимание, кем я в кино хочу быть и кем не хочу. Это сложно, и у меня не всегда получается. Но это единственный путь, ведущий к главным ролям в твоей жизни.

кадр из фильма

кадр из фильма

Что для вас самое сложное в профессии актера?

Очень сложно оставаться тем, кто ты есть. Потому что съемки кино – это огромный космический корабль и иногда, поступая по совести и по правде, даже если ты на 100 процентов прав, можно навредить всему кораблю, навредить финальному результату. Нужно совмещать кучу вещей – быть в гармонии с собой, чтобы быть легким, свободным и достойно играть, и одновременно помнить о том, что ты не один, и настроение каждого человека на площадке – очень важная деталь всего механизма.

Помните ли какую-то отчетливую точку в жизни, когда решили стать актером? (например, посмотрел фильм такой-то и все…)

Лет с 5 или 6 осознавал, что хочу, чтобы меня уважал весь мир, а не только дети во дворе. Лет в 11, по-моему, посмотрел «Звездные войны: Империя мечты», документальный фильм про Джорджа Лукаса. Это меня очень сильно потрясло, и тогда начал появляться конкретный план.

Александр Кузнецов в театре и кино – это разные люди или один и тот же человек?

Один и тот же, конечно. Это какая-то совершенная глупость, делить себя на актера театра и актера кино, точно так же как и музыкальная моя жизнь имеет абсолютно ту же природу, что и актерская.

Какие актерские навыки помогают в повседневной жизни?

В жизни я намного более потерянный и неуверенный, чем в своих ролях. Роли как раз-таки помогают доставать из себя все, что мне нужно в жизни и закреплять это.

Вы уже не раз снимались в фильмах с крутейшими (особенно для нашего кинематографа) сценами драк. А вы сами занимались какими-нибудь боевыми практиками? Какая кинодрака в мировом кинематографе вам кажется самой сильной?

Я занимался много лет айкидо, сейчас занимаюсь боксом. По факту самые профессиональные сцены драк в индонезийских фильмах «Рейд» и «Рейд 2». Но я чуть более поэтизирован как человек, поэтому лично мне ближе, например, драка Колина Ферта в церкви в «Kingsman: Секретная служба» или короткие жестокие драки в фильмах Рефна.

кадр из фильма

кадр из фильма

Вы играли заметные роли как персонажей, находящихся в историческом контексте, так и современников. Есть ли принципиальная разница и в чем она?

Я никогда не играю в исторических фильмах типа «как было принято тогда», это самая провальная идея, какая только может быть. «Острые козырьки» и «Викинги» – лучший пример для меня того, как надо – историческая точность, грамотность, все дела, но при этом рок-н-рольная страсть персонажей, никаких театральных маханий руками. Я уверен, что Пушкин и Гоголь, хоть и носили фраки и разговаривали чуть более прилично, но были вполне себе «плохими парнями» с кучей безумных идей в голове, не уступающим идеям Jackass или создателей Burning Man.

Если говорить про современность – а вы как актер, несомненно, являетесь своего рода культурным термометром – как бы вы ее определили? Что, по вашему, является ключом к нашему времени?

Понятия не имею, и, думаю, Nirvana или Sex Pistols тоже ни черта не осознавали, что происходит. Ты просто делаешь: разбираться будут после твоей смерти. А если ты можешь по полочкам и грамотно разложить, что сейчас является ключом к нашему времени, то ты просто философ. Это здорово, но я не философ.

«Роль мечты» – это актуальное понятие для актера (и для вас в частности) или судьба выстраивается по другим законам?

У меня миллион ролей мечты. И даже если я их все сыграю, мне будет мало.

Секретные пристрастия Александра Кузнецова как киномана. Что из последнего задело по-крупному? 

«Человек на Луне» и «Богемская рапсодия». Вопреки всем всплескам хейтерства в сторону этого фильма, даже от уважаемых людей – это гениальное кино. Гениальное. И не видеть этого могут только графоманы и любители обосрать все, что не твое. Это настолько важное для меня кино, что я даже не хочу ничего никому объяснять.

Читать дальше

Рецензия на фильм «Спитак»

«Погугли модный цвет сезона». Актеры и создатели «Кислоты» отвечают на вопросы Киномании

Рецензия на фильм «Кислота»

Поделиться