На этой неделе в российский прокат наконец-то вышел новый фильм Хармони Корина «Отвязные каникулы», промолчать о котором просто нельзя. И дело тут, естественно, в фигуре режиссёра, настолько неформатного товарища, что любые попытки занесения в какую-либо табель о рангах изначально обречены на провал. Enfant terrible американского indie-movie? Да, однозначно. Но этим дело не ограничивается. И именно «Каникулы» в этом смысле выглядят очень характерной работой.
Прошлый фильм режиссёра — «Трахальщики мусора» — характеризовали Корина per se, являясь по сути всеобъемлющим авторским высказыванием, отголоски которого можно было обнаружить во всех предыдущих картинах Хармони. И вот «Каникулы», с 2-миллионным бюджетом, Селеной Гомес в кастинг-листе и т.д. Первая мысль, возникающая задолго до просмотра, на уровне имеющихся исходных данных — Корин решил повесить ружьё на гвоздь и пойти по пути наименьшего сопротивления. Ну, в конце концов, сколько можно воду баламутить, уже вроде не мальчик, былая бесшабашность из головы начинает выветриваться. На деле же режиссёр скорее тщательно маскирует свои излюбленные темы, упрощая подачу, дабы добраться до как можно более широкой аудитории (в штатах, к слову, фильм собрал чуть более $10 млн, что для Корина сумма астрономическая). Этакий мистер Питкин в тылу врага.
Сюжет крутится вокруг четырех девиц — трёх оторв и одной добропорядочной христианки — отправляющихся отдохнуть к морю. Там они отрываются на полную катушку, в результате чего оказываются под арестом, откуда их выкупает местный бандит Эйлиен (Джеймс Франко с дредами, татуировками по всему телу и восхитительными серебряными фиксами). Для такого жеста доброй воли у него есть свои резоны.
Сюжетная эквилибристика — на уровне кто? что? зачем? и почему? — тут достаточно условна. Куда больше Корина волнует атмосфера, уплотняющаяся с каждой минутой. Режиссёр визуализирует морок, наркотический трип, алкогольное похмелье. Всё остальное глубоко вторично и имеет место в «Каникулах» только потому, что сценарные тропы необходимо как-то увязывать и соединять. Удивительным образом из всей этой мятущейся по экрану безнадёги порой пробиваются ростки юмора (не путать с сарказмом или сатирой), бодрого, радостного, настоящего.
Воспользовавшись красочной упаковкой околокриминальной истории, Хармони Корин в очередной раз подписал приговор одноэтажной Америке и поколению Next. С той лишь разницей, что в отличие от его предыдущих картин, «Отвязные каникулы» нашли-таки своего адресата. Да, в этот раз всё не так радикально, как было ранее. Но самые неприятные вещи обычно проговариваются с очень спокойным выражением лица.