Рецензия на фильм Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина»

Ночью после дружеской попойки с товарищами по партии Иосиф Сталин отправляется в свой кабинет, где неожиданно теряет сознание и падает замертво. Наутро вокруг тела вождя народов собираются члены политбюро и решают, что делать дальше и кто теперь поведет советский народ к светлому будущему. Первым в борьбу за власть вступает Берия (Саймон Расселл Бил), использующий все свое влияние, чтобы главой партии стал бесхребетный Маленков (Джеффри Тэмбор), которым так легко манипулировать. Чтобы помешать плану Берии осуществиться, Хрущев (Стив Бушеми) ищет поддержку в политбюро и армии во главе с железным маршалом Жуковым (Джейсон Айзекс).

Перед Армандо Ианнуччи, шотландским сатириком, который уже остроумно прошелся по британскому и американскому правительствам в сериалах «Гуща событий» и «Вице-президент», не стояла задача ревизии советской истории или достоверное ее изображение. Борьба за власть, разгоревшаяся после смерти Сталина в 1953 году, для него лишь очередной соблазнительный материал, на котором можно снова продемонстрировать, как безобразны, лживы и глупы всякие государственные функционеры. А уж когда дело касается тоталитарного режимфа, пространство для абсурда и гротеска становится неисчерпаемым.

Жизнь в Советском Союзе из «Смерти Сталина» — не сахар. Еженощно Лаврентий Павлович приносит в подвалы Лубянки новые расстрельные списки, и слуги режима отправляются осуществлять репрессии. Дошло до того, что уже некому осмотреть тело вождя — все врачи в лагерях. Остались лишь члены политбюро, которые готовы продать любого, дабы спасти свою шкуру. Среди них и разыгрывается уморительная буффонада в духе «Утиного супа» братьев Маркс (тоже, кстати, пародировавшего сталинизм).

Партийные чиновники у Ианнуччи получились очень выразительными идиотами, даром что основаны они не на реальных прототипах, а персонажах оригинального французского комикса. Толстый Берия, похожий на «бэтменовского» Пингвина, пучит глаза и с упоением пытает невинных в свободное время. Долговязый Маленков ходит с важным видом, до последнего уверенный в том, что он — наследник Сталина. Особое удовольствие наблюдать за Джейсоном Айзексом в роли Жукова — одержимого армией полководца-победителя, стебущего престарелых интриганов и их свиту. Центральной же фигурой «Смерти Сталина», конечно, является Хрущев — лучшая роль Стива Бушеми за много лет. Будущий генсек в исполнении актера проходит безумный путь от трусливого пресмыкающегося чиновника к безжалостному манипулятору.

Ианнуччи хорошо удаются абсурдистские диалоги и гэги, когда на экране разыгрывается борьба за власть тех, кто вообще неспособен ей распоряжаться. Подход режиссера к сталинизму оказался яркий, но не то чтобы всегда оригинальный: шутки про расстрелы набьют оскомину уже через пятнадцать минут. Слабовато и неубедительно выглядит и сюжетная линия знаменитой пианистки Марии Юдиной, которую играет Ольга Куриленко. Ей отводится роль «лучика света в темном царстве», бунтаря и борца за справедливость, из уст которого, увы, слетают лишь банальности. Образ строптивой дивы сильно идет вразрез с сатиричным тоном повествования, но, видимо, по мнению Ианнуччи, «положительного героя», для контраста, следовало добавить.

Партийные чиновники — уже наши современники — категорически высказались за запрет «Смерти Сталина» к показу в России, обвиняя Ианнуччи в экстремизме и клевете. Однако, прежде чем вступаться за историческую достоверность, следует признать, что мы до сих пор не имеем понятия как было на самом деле. Какова была реальная судьба Берии, пристрелили ли его на месте или же он был «судим» по сфабрикованному товарищами делу? Насколько виновны партийные лидеры в гибели дорогого вождя? Сколько людей погибло во время похорон? Почему доступ к этой информации по-прежнему закрыт?

«Смерть Сталина» — это перевернутый «Хрусталев, машину!»: при всем несовершенстве и наивности пародия Ианнуччи позволяет взглянуть на блестящие портреты бравых членов партии под иным углом. И самым эффективным приемом осмысления истории остаются гротеск и сатира, справедливости ради — приемы Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Конечно, ленте далеко до коннотаций с русской литературой и ее вечной темой трагедии власти. Но в «Смерти Сталина» тоже есть свой «маленький человек» — безмолвная толпа, взирающая на старых полупьяных тиранов, которые опять ее обманули.

Читать также: Десять политических сатир (подборка)

Поделиться