Молодой Говард Хьюз, унаследовавший от отца (изобретателя буровой машины), большую часть акций «Hughes Tool Co» перебирается в Голливуд, надеясь покорить этот город. Став владельцем крупной кинокомпании, он с нескрываемым рвением и энтузиазмом приступает к съёмкам фильма «Ангелы Ада». Картина изобилует дорогостоящими сценами воздушных боёв и военных действий. Несмотря на многочисленные трудности, фильм закончен и, что важно, благосклонно принят публикой и критикой. Хьюз активно занимается продюсированием, всё больше отдаваясь своей второй страсти – авиации. Он устанавливает абсолютный рекорд скорости в воздухе, покупает авиакомпанию TWA, строит самый большой в мире самолёт «Геркулес». Не менее насыщена и личная жизнь молодого миллионера. Многочисленные увлечения и бурные романы не смогли затмить чувств к двум женщинам, королевам экрана – Кетрин Хепберн и Аве Гарднер. Находясь на волосок от смерти после испытаний нового самолёта, Хьюз нашёл в себе силы вернуться к делам и отстоять интересы своей авиакомпании в суде. Но блистательная карьера была лишь внешней стороной сложного внутреннего борения приведшего, в конечном счете, к душевной болезни.
За свою продолжительную карьеру Мартин Скорсезе не раз обращался к автобиографическому кино, решая при этом ряд задач одновременно: не только адекватно показать судьбу главного действующего лица, но и «схватить», зафиксировать тот мир, атмосферу, время в которых разворачивались события. Сходная задача стояла перед ним и в «Авиаторе». Фильм повествует о лучших годах Хьюза (середина 1920-х – конец 1940-х гг.), когда его имя не сходило с первых полос газет, а новые бесшабашные планы обсуждались в кулуарах Конгресса. Эта 25-летка для США была сложной, противоречивой эпохой. Едва ли не единственной отдушиной для простых американцев оставался кинематограф, к тому времени окончательно избавившийся от ярлыка «аттракцион», и берущий на себя функции «властителя душ». Но в «Авиаторе» это время показано через призму взлётов и падений конкретного человека. Шикарные вечеринки, дорогие машины, изысканные вечерние платья и костюмы, словом весь голливудский гламур во всём своём блеске и великолепии. Поразмышляв над трудными родами американской демократии в «Бандах Нью-Йорка», в «Авиаторе» Скорсезе полностью сосредоточился на жизни Говарда Хьюза, оставляя за скобками характерные черты того времени.
Само название картины говорит о том, какую из двух ипостасей Хьюза режиссёр хочет показать наиболее развёрнуто и широко. Кинематографическим успехам миллионера посвящены первые двадцать минут, да плакат «Лица со шрамом» в загородном особняке; всё остальное – подробный и захватывающий рассказ о страсти, переходящей в одержимость, к небу и новым техническим усовершенствованиям. Для Скорсезе образ Хьюза, прежде всего возможность показать превратности судьбы, когда красивый и преуспевающий бизнесмен превращается в инвалида и постепенно начинает сходить с ума. Во главу угла ставится «личный фактор», подчиняющий себе всё остальное.
Леонардо Ди Каприо, являющийся не только продюсером фильма, но и вдохновителем всего проекта, прекрасно понимая уникальность шанса демонстрирует богатый актёрский арсенал. Очевидно, что девчачьи визги и восторги, связанные с его работой в «Титанике» тяготили его, прежде всего как профессионала и он дважды сделал ставку на Скорсезе, чья режиссёрская карьера безупречна, и похоже не прогадал. Проследить изменения личности на протяжении двух десятков лет – плодотворная почва для актёра, которому есть что сказать своим зрителям. А помня об известной слабости киноакадемиков перед подобными сюжетными фабулами, такой расклад видится и вовсе идеальным. В фильме есть ряд по-настоящему сильных драматических сцен, где Ди Каприо наглядно показывает своё актёрское мастерство. «Золотой Глобус» уже в кармане, не за горами «Оскар» и кто знает, вполне возможно, что в скором времени имя актёра будет ассоциироваться с этими наградами, а отнюдь не с кассовыми успехами и запредельной популярностью в категории «до 16».
«Авиатор» Мартина Скорсезе – желанный продукт для взыскательного зрителя, но «крепкий орешек» для критика, ибо, когда всё сделано на высочайшем, сверхпрофессиональном уровне, а недочёты настолько блеклы и малозначительны, остаётся лишь расписывать то, что каждый сможет наблюдать сам. Перед нами пример большого голливудского кино в исключительно положительном смысле этого слова, когда во время просмотра жадно наблюдаешь за происходящим на экране, а после – наслаждаешься приятным послевкусием. Случай редкий, а потому упускать его крайне нежелательно.