Рецензия на фильм «Джейсон Борн»

В 2007 году, еще до выхода «Ультиматума Борна», Мэтт Деймон заявил, что не планирует сниматься в новых фильмах франшизы. «Эта лошадь свое отбегала», — сказал тогда актер, подразумевая, что история об агенте ЦРУ, страдающем амнезией, полностью выдохлась. Но прошли годы, на экраны выпустили не только «Ультиматум», но и «Эволюцию Борна», где главного героя играл Джереми Реннер, и теперь режиссер Пол Гринграсс представляет зрителям новый фильм — опять с Дэймоном в роли Джейсона.

Итак, Борн в бегах; деньги на жизнь он зарабатывает, принимая участие в нелегальных боксерских поединках. Однажды бывшего агента находит хакер Никки Парсонз (Джулия Стайлз) — девушка располагает информацией, касающейся прошлого Джейсона. Парсонз убивает нанятый ЦРУ киллер (Венсан Кассель), а Борн отправляется в путешествие по миру, по крупице воссоздавая в памяти давно забытый день — тот, когда погиб его отец. Оппонентами Джейсона становятся глава разведуправления Дьюи (Томми Ли Джонс) и его молодая амбициозная сотрудница Ли (Алисия Викандер) — последняя, впрочем, ведет двойную, если не тройную игру.

Первое и самое главное: «Джейсон Борн» — фильм с удачным актерским составом. Викандер по обыкновению великолепна. В этом предельно серьезном, лишенным даже тени иронии и довольно прямолинейном фильме Алисия играет самого тонкого и неоднозначного персонажа. Даже когда ее героине приходится произносить разнообразные глупости (а «Джейсон Борн», вообще говоря, не слишком умное кино), она делает это с достоинством (а иногда — вроде бы даже со скрытой насмешкой, хотя тут я, возможно, выдаю желаемое за действительное). Дэймон в качестве главного героя также кажется более уместным, чем Реннер.

Кроме того, Гринграсс действительно умеет нагнетать напряжение. Даже простой слет хакеров (сцена в самом начале фильма) способен заставить зрителей понервничать. Успеет, не успеет, как выкрутится из чуть ли не безвыходной ситуации? Режиссер особенно хорош в эпизодах, заставляющих аудиторию размышлять над подобными вопросами.

Но, к сожалению, Гринграсс со своим давним коллегой, оператором Барри Экройд, очень неудачно снимают экшен. Потасовки, перестрелки и погони, снятые трясущейся камерой, получаются невнятными и лишенными драйва; в худшем случае зрителя может еще и укачать. При этом стоит отметить, что материальных ресурсов на подобные сцены вообще не жалели: за одну погоню по Лас-Вегасу Гринграсс умудряется уничтожить десятки автомобилей.

Предыдущая лента этого дуэта — основанный на реальных событиях триллер «Капитан Филлипс» — была практически лишена экшена. Это давало режиссеру возможность работать в оптимальном режиме — два с четвертью часа нагнетать атмосферу. Увы, но «Джейсон Борн», являясь классическим летним блокбастером, да еще и пятым фильмом раскрученной франшизы, такого позволить не может. Ему требуется много экшена — и Гринграсс в результате старается изо всех сил, параллельно тестируя вестибулярный аппарат зрителя.

Ну и еще немного о франшизе: в сущности, новый «Джейсон Борн» практически не двигает серию вперед с точки зрения сюжета. Аудитории не сообщают ничего принципиально нового о герое, а из оригинальных персонажей потенциалом обладает только Ли. Франшиза, как и предполагал Дэймон, действительно могла бы завершиться «Ультиматумом» — и ничего бы от этого не потеряла. При этом все мы понимаем, что у студии свои планы, и останавливаться на пяти картинах она не собирается.

Поделиться