Рецензия на фильм «Эволюция Борна»

Пока спецагент Аарон Кросс (Джереми Реннер) движется из пункта А в пункт В по заснеженной горной местности, высокопоставленная шишка Эрик Байер (Эдвард Нортон) начинает зачистку рядов в двух секретных программах правительства США. Чудом выжив, Кросс понимает, что отныне руководство не нуждается в его услугах. Однако возникшие вопросы настоятельно требуют внятных ответов. Важную информацию для размышления может подкинуть доктор Марта Шеринг (Рейчел Вайс). Объединив усилия, они попытаются понять, что происходит, и почему в теленовостях без устали говорят о каком-то Джейсоне Борне...


История создания «Эволюции Борна» — Деймон и режиссёр Гринграсс наотрез отказались работать над продолжением, продюсеры решили снять нечто вроде спин-оффа, — сама по себе устанавливала правила игры, по которым пришлось играть Тони Гилрою (к слову, сценаристу оригинальной трилогии, что немаловажно). С такими стартовыми позициями, вроде и не перезапуск, но и не классический сиквел-триквел-приквел, легко попасть впросак, закружившись в нелепом танце совсем не с тем партнёром. Впрочем, даже если допустить наличие изначального сбоя, не совсем понятно, кто или что тому виной — жажда денег (обычная, что уж говорить, история) или неспособность постановщика оправдать взятые на себя обязательства.

Фактура «Эволюции» вполне крепка и не требует дополнительных размышлений на тему: бодро, качественно, реалистично. Но для положительного вердикта в рамках борновской мифологии (разветвлённой и достаточно увлекательной) простого усердия слишком мало. Режиссёр Гилрой изо всех сил пытается начать новый сказ на новый лад, но предложенные обстоятельства — как-никак в оригинале фильм называется «Наследие Борна», — заставляют раз за разом проговаривать одни и те же вещи. Такая неопределённость приводит к во многом уникальной ситуации, когда новый протагонист в итоге оказывается в тени героя давно минувших дней. Смотришь на Кросса, а думаешь о Борне. Всего этого можно было бы избежать, сними Гилрой ту же самую историю, но с другими именами. Тут же — уверенный бег на месте с зияющей дырой вместо хоть какой-то внятной мотивации.

Посыпать голову пеплом, впрочем, режиссёру совсем не стоит. Жертва обстоятельств — вот наиболее точная характеристика, случившегося с Гилроем. Он сделал профессиональную работу, за которую с точки зрения голого ремесла не может и не должно быть стыдно. Но по-настоящему насладиться «Эволюцией» можно только в том случае, если навсегда вычеркнуть из памяти образ Деймона-Борна, что по многим причинам практически невозможно.

Поделиться