Рецензия на фильм Мартина Скорсезе «УБИЙЦЫ ЦВЕТОЧНОЙ ЛУНЫ»

В начале 1920-х годов в штате Оклахома на территории индейцев осейджей нашли нефть. Местные жители очень быстро разбогатели, и к месторождению стали съезжаться промышленники и рабочие. По закону, чтобы урегулировать расходы осейджей, им назначались белые опекуны. После смерти индейца все его состояние переходило опекуну. Вскоре в округе начались массовые убийства осейджей, ни одно из которых не было расследовано. Как раз в это неспокойное время в город приезжает с фронта Эрнест Беркхарт (Леонардо ДиКаприо). Его благочестивый дядюшка Уилл Хейл (Роберт Де Ниро) предлагает парню жениться на местной девушке из осейджей Молли (Лили Гладстоун). Постепенно Эрнест, сам того не понимая, оказывается в центре кровавого заговора против индейцев.

27-й фильм Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны» основан на одноименной документальной книге Дэвида Гранна, вышедшей в 2017 году. Хотя ее сюжет разворачивается в большей степени вокруг непосредственно расследования ФБР убийств осейджей в Оклахоме, Скорсезе и сценарист Эрик РотФоррест Гамп») в экранизации значительно сместили акценты в этой жуткой истории. Главным героем стал маленький человек Эрнест, который в страхе перед своим властным дядюшкой начинает творить чудовищные вещи, продолжая при этом думать, что он хороший парень и все делает ради своей семьи. В «Убийцах цветочной луны» режиссер продолжает исследовать тему банальности зла, и картину во многом можно назвать продолжением (или приквелом) «Ирландца». Однако, если предыдущему фильму Скорсезе все-таки слегка мешали эксперименты с омоложением актеров, то в новой картине нет, кажется, ни одного ощутимого изъяна или шероховатости. Это не только захватывающая и мрачная история, разоблачающая американскую историю, но и значительное произведение, задающее вопрос о судьбе человечности в ХХ веке.

кадр из фильма

кадр из фильма

Хотя картина длится три с половиной часа, трудно назвать хоть одну сцену, которая была бы лишней или не работала. В «Убийцах цветочной луны» много нюансов, раскрывающих как экспозицию города и его жителей, так и психологию персонажей. Может, например, показаться странным, что осейджи, понимая, что кто-то их целенаправленно убивает, не могут отыскать реального виновника, который всегда на виду. Так и Молли, больная диабетом индианка, очень долго не задается вопросом, что, собственно, колет ей в живот ее дорогой муж Эрнест, и почему после этого ей становится только хуже. Осейджи живут в очень замкнутом мире и попросту не могут поверить в то, что добрые белые, верующие и рыдающие вместе с ними на похоронах, могут быть злодеями. Тем более Молли (выдающаяся роль Лили Гладстоун) не может представить, что ее муж, отец ее детей, травит ее и участвует в убийствах членов ее семьи. Это просто не помещается в голове.

Скорсезе намеренно пренебрегает законами драматургии, которым учат в киношколах, чтобы добиться предельной достоверности. Его персонажи не претерпевают ожидаемых перемен и, в общем, не способны измениться. Эрнест — обыкновенный конформист, который патологически боится дядю и зависит от него чуть больше, чем полностью. Если дядя так сказал, значит, это правильно. И парадокс в том, что жену он по-настоящему любит, но оправдывает свои даже самые чудовищные поступки тем, что он действует ради нее. В этом ужасном подавлении одного человека другим, в какой-то абсолютно машинальной алчности и жестокости Скорсезе видит образ всего прошлого столетия, в котором стали возможны расизм и концлагеря.

кадр из фильма

кадр из фильма

ДиКаприо еще не играл таких лишенных какого-либо героизма и ума персонажей. Актеру досталась очень сложная задача не превратить образ недалекого Эрнеста в карикатуру — его герой драматичен, жалок, и при этом зритель до конца ждет от него поступка. Это ожидание, что вот-вот кто-то в фильме образумится, составляет большую часть драматургического напряжения «Убийц цветочной луны». Поэтому приезд агента ФБР Тома Уайта (Джесси Племонс) в городок в последней трети фильма воспринимается с настоящим облегчением и надеждой, что справедливость все-таки должна восторжествовать. Впрочем, может ли закон по-настоящему одолеть зло? Этот вопрос Скорсезе оставляет открытым.

Гангстеры и бандиты из ранних фильмов Скорсезе были подонками, но все-таки страшно обаятельными. Герои Джо Пеши и вовсе обладали какой-то инфернальной харизмой. Что в «Ирландце», что в «Убийцах цветочной луны» отсутствует какая-либо идеализация или романтизация зла и насилия. Совершающие преступления персонажи по своей сути ничтожны, жалки и ужасно глупы. Даже могущественный дядя по прозвищу «Король», в сущности, живет в абсолютной оторванности от реальности, в каких-то своих конспирологических и масонских установках, даже не зная имени нынешнего президента США. А все остальные подчиняются ему, просто потому что видят за ним силу и авторитет. Скорсезе намеренно вызывает у зрителя на протяжении фильма один и тот же вопрос: как же так, почему никто ничего не делает? Но реальность такова, что человек стал другому человеку волком — и даже не заметил этого за своими повседневными делами.

Поделиться