Посмотрел на днях «Мада» Джеффа Николса, прекрасного американца, имя которого пару лет назад ещё надо было сопровождать некой исторической справкой (талантище, вундеркинд и т.д.), а сейчас уже, кажется, не надо. Фильм участвовал в конкурсной программе прошлогоднего Каннского кинофестиваля, получил по обе стороны океана впечатляющую критику и заработал в ограниченном прокате нестыдные деньги.
Сюжет крутится вокруг взаимоотношений двух подростков и преступника Мада, скрывающегося от полиции и охотников за головами на маленьком островке в излучине Миссисипи. Он ждёт встречи с любовью всей своей жизни Джунипер, но, так как находится в добровольном изгнании, просит своих новых друзей выполнять его просьбы. Те с радостью соглашаются, лишь со временем осознавая сложность всей ситуации в целом.
Предыдущий фильм Николса — «Укрытие» — оставил после себя столь сильное впечатление, что казалось — лучше/выше просто некуда. Но оказалось, что можно. При этом сравнивать эти две картины с, что называется, сантиметром в руках наивно и глупо. С точки зрения режиссёрского потенциала «Мад» никаких откровений в себе не несёт, но на уровне сценария и работы с молодыми артистами (Тайя Шеридан и Джейкоб Лофленд здесь чудо как хороши) это может и не внушительный шаг вперёд, но, как минимум, серьёзная проверка собственного потенциала, взятие новой высоты. Уже ведь и к самому режиссёру отношение другое. Без всяких скидок на возраст. Изначально вдумчивого, хорошо проработанного фильма ждёшь. И, что важно, в итоге именно это и получаешь.
Мэттью МакКонахи, с 2011 года подбирающий для себя проекты один лучше другого, выдаёт здесь роль на уровне «Киллера Джо» Фридкина. И к этой характеристике сложно добавить что-то ещё.
Снимая авторский (в лучшем смысле слова) фильм, Николс наполняет его массой различных стилистических отсылок. На первый взгляд, это неонуар, ближе к финалу понимаешь, что приставка нео- тут может быть лишней. Потом кажется, что перед тобой совершенно марктвеновское кино про взросление двух пацанов. А в итоге это оказывается проникновенной историей любви. Ни одна из этих характеристик ни в коем случае не отменяет другую. Очевидно, режиссёр совершенно осознанно все эти мотивы сюда закладывал. Отрадно то, что ему удалось все их между собой увязать, примирить, переплавить в единый контекст, где у каждой из этих составляющих есть свои «пять минут славы».
Да, ну и куда же без талисмана режиссёра Майкла Шеннона. Он тут тоже есть. Роль небольшая, второстепенная, из разряда необязательных. Но пока Шеннон будет сниматься в фильмах Николса, Земля определённо не налетит на небесную твердь.