Подборки
От Кроненберга до Спилберга: 11 лучших фильмов о геймерах
Великий и ужасный Дэвид Кроненберг решил увязать в одном фильме киберпанк и боди-хоррор. Но поскольку тема этого тандема была раз и навсегда закрыта «Тэцуо» Синьи Цукамото, Кроненберг добавил фактор игры. Игры настолько правдоподобной, что несложно ее спутать с реальностью. Причем не только героям Джуда Лоу и Дженнифер Джейсон Ли, но и зрителю. Результатом стал пророческий фильм о геймерах, у которых стирается грань между игрой и реальной жизнью (крутящегося волчка, чтобы идентифицировать реальность, тогда не было). Об играх, влияние которых выросло настолько, что они подчиняют себе тела и умы игроков. И после просмотра остается резонный вопрос: этот фильм — о людях, которые играют в игры, или об играх, в которые играют люди? Фильм рассказывает о том, что бывает, когда друзья решают почтить память погибшего геймера и пройти его любимую игру. Правда, по ходу выясняется, что играть придется не против компьютерного алгоритма, а против духа кровавой графини Батори (кстати, в этом образе предстала Мария Калинина — победительница первого в СССР конкурса красоты). Ситуация усугубляется тем, что друзья начинают погибать при странных обстоятельствах. Фильм «Остаться в живых» — единственный слэшер, который прокатывала студия Disney, но интересен он по другой причине. Это кино не только про геймеров, но и для геймеров. Так, здесь встречается несколько оммажей классическим консольным играм. Например, особняк, который появляется в начале фильма, это прямая отсылка к The House of the Dead, которая выходила на Sega. Подсказки на зеркалах — привет игре D no shokutaku. А код, который вводит один из героев — знаменитый чит-код Konami. После того как Марк Невелдайн и Брайан Тейлор познакомили мир с неубиваемым Чевом Челиосом и его сердцем, они решили исследовать мир киберспорта. Исследовать через древнюю истину: один человек всегда управляет другим. Однако эта самая связь, через которую «кукловод» влияет на «куклу», работает и в обратном направлении. Неудивительно, что в один момент герой Логана Лермана перестает принимать решения за героя Джерарда Батлера, и идет на поводу у популярности персонажа. У фильма были все шансы стать интересным социальным высказыванием — о тех, кто играет, о тех, кем играют, о тех, кто следит за игрой и делает ставки. Однако за большим количеством экшена все эти размышления так и остались на втором-третьем плане. А Батлеру фильм настолько не понравился, что он даже хотел, чтобы его имя убрали из титров. Отечественный кибер-боевик Павла Санаева только на первый взгляд кажется типичным представителем жанра. Но чем дальше развивается сюжет, тем больше интересных вопросов поднимает режиссер и сценарист. Что произойдет с геймером, если его виртуальные навыки станут реальными? В игре он привык к отсутствию законов и определенным алгоритмам, но что со всем этим делать в реальной жизни? Ставить себя выше правил? Но «если есть те, кто приходят к тебе, найдутся и те, кто придет за тобой». Интересна дилогия еще и тем, что между геймерами, которые получили способности, нет единства. Пока одни решают использовать новые навыки, чтобы доказывать миру свое превосходство, другие стараются жить, будто ничего и не происходило. Однако, по законам жанра, ни одна способность не останется безнаказанной. Полнометражный документальный фильм, развенчивающий устоявшийся миф о том, что в онлайн-игры играют те, у кого есть проблемы с социальной адаптацией. Лента показывает, что для каждого увлеченного геймера игра является чем-то большим, чем просто перечень уровней, которые нужно пройти. Для одних это способ самоутвердиться, для других — возможность отвлечься от тяжелых мыслей, для третьих — шанс доказать окружающим, что и в бесконечных стрелялках есть смысл (в том числе финансовый). А также фильм демонстрирует, что для какого-то интересного занятия совершенно не нужно родиться в определенной стране: среди главных героев — американец, сингапурец и украинец. Впрочем, вряд ли можно было ожидать других выводов от картины, снятой компанией, выпускающей видеоигры. Люди, которые создают настольные игры-головоломки, сами становятся частью более сложных ребусов. Этот фильм — о том, что все мы являемся героями большой игры, и о том, как человеку победить в этой игре, когда он вдруг узнает, что все его ходы до этого момента были просчитаны и спрогнозированы. Попытку сыграть со зрителем в головоломку и при этом рассказать захватывающую приключенческую историю предпринял режиссер Хуан Пабло Бускарини, который через пару лет после «Производителя игр» снял замечательную «Тини: Новая жизнь Виолетты», а еще два года спустя спродюсировал ужастик «Инсомния». Фильм изобилует приветами геймерам — начиная от завязки, которая отсылает к вселенной Mortal Kombat (инопланетяне должны одержать победу над землянами в трех раундах) и заканчивая многочисленными персонажами из игровых автоматов 80-х годов (Pac-Man, Arkanoid, Donkey Kong, Tetris и т. д.). И где-то на фоне маячит мысль, что заигрывание с глубоким космосом — не самая лучшая затея. И хорошо бы помнить, что создание может выйти из-под контроля создателя, как в эпизоде с гигантским Pac-Man’ом, кусающим своего творца за руку. Несмотря на критику сюжета и актерской игры, фильм собрал в мировом прокате почти $245 миллионов (при $88-миллионном бюджете), а режиссер Крис Коламбус удостоился похвал за ностальгический капустник. Мир сошел с ума от нелегальной онлайн-игры, в которой одни дают задания другим (последние получают неплохие деньги), а процесс выполнения задания транслируется в сети. По законам жанра, больше всего испытаний выпадает на долю двух молодых людей (Дэйв Франко и Эмма Робертс), которые старались держаться от игры подальше. Фильм стал сатирой на стремительно набиравшие популярность челленджи — в частности, на выполнение контентмейкером/блогером заданий, которые поступают от зрителей. Как в «Молодых богах» Юкки-Пекки Сиили, где челленджем была запись секса на пленку, тут все вначале похоже на захватывающую игру, но впоследствии она точно так же становится настоящей манией. Проще говоря, «Нерв» — о том, что народ по-прежнему требует хлеба и зрелищ (и по-прежнему готов за это платить). После того, как в 1995 году фильм с Робином Уильямсом познакомил зрителей всего мира с игрой «Джуманджи» (и собрал в прокате $265 млн), продюсеры продолжали искать новые пути для продолжения темы. В 2004 году вышла «Затура: Космическое приключение», в которой принцип остался тем же, поменялись только актеры и декорации. Фильм провалился в прокате, не окупив даже затрат на производство. И лишь в 2017-м вышел перезапуск/сиквел, главную роль в котором сыграл Дуэйн «Скала» Джонсон. Компанию ему составили Кевин Харт, Джек Блэк и Карен Гиллан. Создатели основательно изменили концепцию «Джуманджи», убрав оттуда карту с игровыми кубиками, но оставив при этом множество заданий. Не забыли и «передать привет» другим играм — например, персонаж Гиллан создавался под влиянием Лары Крофт. Что касается оригинального фильма Джо Джонстона, то статуи в джунглях — прямая отсылка к нему. Фильм стал кассовым хитом, собрав в мировом прокате $962 миллионов (при бюджете в $90 млн). Это позволило два года спустя выпустить продолжение, которое собрало почти $800 миллионов. А в этом году стало известно о разработке триквела. С одной стороны, это детективно-приключенческое кино для всей семьи, в котором главный герой должен решить массу головоломок, чтобы победить в многопользовательской игре. С другой — признание Стивена Спилберга в любви к поп-культуре 80-х, 90-х и нулевых. Чтобы сосчитать культурные отсылки, присутствующие в фильме, придется сильно постараться — Спилберг приобрел права на использование более 150 пасхалок к фильмам, музыкальным композициям и играм. Причем пасхалки могут быть как важной частью сюжета, так и просто промелькнуть в фильме на пару секунд. На первый взгляд, перед нами типичный Спилберг: закрученная история, неприлично положительный главный герой, харизматичный антагонист (могучий Бен Мендельсон). Но, как оказалось, самому режиссеру это картина далась очень непросто: по его собственному признанию, это третий по сложности (после «Челюстей» и «Спасти рядового Райана») фильм в его карьере. Черная комедия об офисном планктоне, который однажды потроллил в комментариях того, кого троллить было нельзя. И теперь у бедолаги к рукам прикручены пистолеты, на него охотится самая отвязная убийца кровавого реалити-шоу, а вся эта история транслируется на мобильные устройства и компьютеры тысяч зрителей. Наглядная визуализация простой истины: если кто-то крут в интернете, это не значит, что он так же крут в реале. Джей и Молчаливый Боб как-то устроили разборки с теми, кто писал о них гадости в сети. Герой Дэниэла Рэдклиффа оказывается как раз по другую сторону баррикад, и, параллельно со своими попытками выжить, неожиданно для себя делает открытие: если хотя бы ненадолго оторваться от монитора, можно узнать много интересного. А число язвительных комментариев обратно пропорционально количеству шансов на выживание.
24 НОЯБРЯ, 2020