Статьи
«Война токов», «Рождество на двоих» и другие новинки недели
«Война токов» История соперничества двух выдающихся ученых XIX века, Томаса Эдисона (Бенедикт Камбербэтч) и Джорджа Вестингауза (Майкл Шэннон). Оба планируют внедрить свои разработки по освещению крупных городов с помощью электричества, но для этого им необходимо сначала заручиться поддержкой влиятельных лиц. И пока изобретатели поносят друг друга гневными речами и решают личные проблемы, на горизонте появляется Никола Тесла (Николас Холт) - еще один конкурент. «Война токов» — картина очень тяжелой судьбы, снятая еще в 2017 году, но отправленная на перемонтаж после первых показов. Затем последовал скандал с Харви Вайнштейном, продюсером фильма, и, казалось, история борьбы Эдисона и Вестингауза вообще не увидит свет. Однако это случилось, но после знакомства с «Войной токов», складывается впечатление, что усилия были напрасны. Лента режиссера Альфонсо Гомеса-Рехона, как это иногда случается, просто не получилась. Прежде всего, трудновато делать картину о соперничестве двух ученых, которые в жизни не встречались, а затем еще попытаться добавить к их конфликту третьего героя — Теслу. «Война токов» выглядит очень сумбурно и хаотично, и этот эффект только усугубляет ужасный монтаж и «изобретательность» оператора, который повсюду носится с ручной камерой, а потом выбирает самые ненадежные ракурсы для съемки персонажей. Не спасает и звездный состав картины. Сюжет «Войны токов» в большей степени концентрируется на Эдисоне в исполнении Камбербэтча, и другие герои раскрываются очень схематично и впроброс. Играют все в меру хорошо, даже при отсутствии интересных реплик и драматических конфликтов, Майлу Шэнному, например, очень идут усы и сюртук, а Николас Холт очень забавен в образе эксцентричного Теслы. Но проблема остается прежней, из множества порою интересных анекдотов из жизни изобретателей, даже разыгранных замечательными актерами, не складывается ничего путного и внятного. (Кирилл Горячок) Оценка: 5 из 10 «Рожденный после смерти» После гибели своего брата Ронни (Коннор Джессап) в автокатастрофе пять лет назад, его брат Филипп (Ник Робинсон) и мать Шарлин (Эми Райан) продолжают жить прошлым, вспоминая более счастливые времена. Однажды им наносит визит беременная Мелисса (Маргарет Куэлли), девушка Ронни, которая вот-вот должна родить. Она заявляет, что отец ребенка — не кто иной как Ронни, и с этого момента жизнь Филиппа и Шарлин уже не станет прежней. «Рожденный после смерти» — это экранизация одноименной книги Джона Сирлса, которая вышла в середине 2000-х, но к сегодняшнему дню уже успела подзабыться. Книга выстроена как детективный триллер, медленно разворачивающий таинственную историю с беременностью, и фильм стремится поддерживать атмосферу сгущающейся тайны, в которую попадают главные герои. Проблема в том, что атмосфера эта передана из рук вон плохо, в первую очередь из-за того, что создатели фильма долгое время не могут определиться, на что конкретно сделать ставку в сюжете. А когда решаются — получается уже не страшно, а смешно. Для начала, сценарий содержит огромное количество прорех, которые по мере развития событий только разрастаются. Заявленная в первой трети мистика к финальной части превращается не более чем в дымовую завесу, причем непонятно зачем добавленную. Линия с загадочной беременностью выглядит так, будто главные герои живут в информационном пузыре, и имеют слабое представление о современных медицинских технологиях, вроде тестов на ДНК. И, наконец, действия главного злодея в кульминационной части фильма не вызывают ничего, кроме смеха — тот случай, когда испытываешь жгучий стыд за других. Разумеется, при таком подходе с поддержанием интриги и сколько-нибудь вменяемого саспенса дела плохи. Что-то исправить мог бы актерский состав, включающий известных людей вроде Блит Даннер («Знакомство с родителями», «Алиса») и Брайана Кокса («Зодиак», «Идентификация Борна»), но им, к сожалению, почти нечего играть в рамках настолько плохо продуманного сценария. Зрителям остается лишь наблюдать за тем, как стремительно разваливается на части фильм, претендующий на звание триллера, а оказывающийся не очень смешной комедией. (Дмитрий Соколов) Оценка: 2 из 10 «Рождество на двоих» Кейт (Эмилия Кларк) работает продавцом-эльфом в магазине по продаже рождественских сувениров. Личная жизнь у нее не складывается, с родителями отношения натянутые, и вообще она всегда мечтала стать певицей, а уж точно не прожигать жизнь за кассой в зеленом костюме. Однажды у дверей магазина останавливается обаятельный и чудаковатый парень Том (Генри Голдинг). Кейт решает заговорить с ним, и вскоре новое знакомство меняет ее жизнь навсегда. Режиссер Пол Фиг известен своей привязанностью к чисто женским историям, достаточно вспомнить «Шпиона», «Копов в юбке» и его версию «Охотников за привидениями». Его новый праздничный фильм «Рождество на двоих» тоже разворачивается вокруг невзгод и курьезов молодой девушки, но даже по меркам Фига, кино получилось совсем необязательным, и новогоднее настроение вряд ли сможет нагнать. Радует в «Рождестве на двоих» одно — Эмилия Кларк, которая, наконец, рассталась с образом суровой экшн-героини и властной женщины, и стала просто собой — улыбчивой, обаятельной и милой. Смотреть на нее одно удовольствие, равно как и на Эмму Томпсон, очень убедительно сыгравшую югославскую эмигрантку, до сих пор живущую в страхе перед КГБ и советским режимом. Фильм основан на песне Джорджа Майкла Last Christmas, и уже по одному этому можно понять, насколько он тривиален, а композиции великого поп-исполнителя звучат здесь постоянно, к месту, или нет. Поэтому, смотреть эту картину можно только в двух случаях, если вы поклонник Эмилии Кларк, или Джорджа Майкла. (Кирилл Горячок) Оценка: 6 из 10 «Аэронавты» 1862 год. Ученый-метеоролог (Эдди Редмэйн) и опытная в полетах на воздушно шаре девушка (Фелисити Джонс) отправляется в опасное путешествие к небесам, чтобы поставить новый рекорд высоты и узнать новые факты об окружающей среде и погоде. Однако суровые погодные условия и общая неподготовленность дуэта к тому, что их ждет, поставит под сомнение их возвращение обратно на землю. Эдди Редмэйн и Фелисити Джонс уже играли вместе с оскароносном байопике о Стивене Хокинге. В «Аэронавтах» им достались похожие типажи, однако в этот раз солирует Джонс, и солирует прекрасно. Актриса, бесспорно, отдала много сил этой роли, и местами действительно впечатляюще и самоотверженно ползает по шару и спасает ситуацию. Но, к сожалению, фильм Тома Харпера получился во всех отношениях неудачным, прежде всего, за счет сценария. Не только характеры героев написаны очень скупо, но и само путешествие на экране не вышло таким уж захватывающим и неожиданным. Это можно было бы понять, если «Аэронавты» основывались бы на реальных событиях, однако сюжет здесь абсолютно вымышленный, и основан на разных полетах и людях. Смотреть за приключениями героев в небе становится невыносимо скучно уже к середине фильма. Авторы не придумали каких-то убедительных драматургических ходов, чтобы зритель подключился к персонажам, стал проявлять к ним сочувствие и эмпатию, а в таком кино это очень важно. Построен сюжет исключительно на набивших оскомину шаблонах, и только перформанс Фелисити Джонс, неожиданно хороший, позволяет этому фильму безопасно приземлиться на землю. (Кирилл Горячок) Оценка: 4 из 10 «Простой карандаш» Художница Антонина Золотарева (Надежда Горелова) перебирается из Питера в карельскую деревянную глушь — поближе к месту отсидки мужа, тоже художника. Устроившись в школу преподавателем МХК и черчения, Антонина Максимовна вскоре обнаруживает, что хулиган из ее класса Миша Пономарев держит в страхе не только учеников, но и преподавательский состав — ведь он младший брат здешнего бандита, царька этого захолустья, который вот-вот выйдет из тюрьмы. В отличие от местных обитателей, Антонина с таким положением дел мириться не собирается. Правда, ее борьба против Пономарева и его шайки оказывается, на первый взгляд, войной с ветряными мельницами, и это касается не только школы: «жена декабриста», похоже, не нужна даже самому «декабристу» — муж то и дело просит ее вернуться в Санкт-Петербург. Однако решительности и храбрости интеллигентной учительнице не занимать. «Простой карандаш» — тихое, но пронзительное кино, прошедшее мимо фестивальной шумихи (хотя спецприз жюри «Окна в Европу» — тоже признание). Это важное и редкое по нынешним временам высказывание о том, что происходит в стране: «Простой карандаш» в этом смысле сродни одиночному пикету, и намек на недавние процессы по делам участников митингов прозрачен (муж главной героини осужден по сфабрикованному, как она утверждает, делу — за то, что ударил правоохранителя, и нетрудно догадаться, при каких обстоятельствах произошел этот инцидент). Правда, с определенного момента фильм Натальи Назаровой («Дочь») приобретает наивно-плакатную интонацию, однако это ему удивительным образом не вредит — и дело тут как в стопроцентной узнаваемости истории, рассказанной в картине, так и в обаянии и таланте Надежды Гореловой, сыгравшей свою героиню тонко, без нажима и заламывания рук. Кстати, об узнаваемости. У «Простого карандаша» — солидная родословная: для многих фильм станет своего рода ревизией лучших школьных (впрочем, не только школьных) картин 60-х — 70-х, в диапазоне от «Доживем до понедельника» (сходство учительницы Золотаревой с героиней Ирины Печерниковой очевидно) до «Ключа без права передачи». (Дмитрий Молчанов) Оценка: 7 из 10
6 ДЕКАБРЯ, 2019