В пятницу, 22 февраля, скончался великий советский и российский исполнитель Алексей Васильевич Петренко.
Будущий всенародно любимый актер появился на свет в марте 1938 года в крестьянской семье в украинском селе Чемер. В театральное училище смог поступить лишь с третьего раза. В перерывах между поступлениями успел поработать слесарем и матросом.
Свою профессиональную артистическую деятельность начинал в Мариуполе, далее перешел в Театр имени Ленсовета в Ленинграде. Затем Петренко переехал в столицу, где служил в театре на Малой Бронной и в «Школе современной пьесы».
Карьера в кинематографе началась в 1967 году с эпизода в детской ленте «День солнца и дождя». Его самые заметные кинороли состоялись в картинах: «Агония», «Двадцать дней без войны», «Ключ без права передачи», «Женитьба», «Идиот», «12» и многих других.
В 1988 году Алексею Петренко было присуждено звание Народного артиста РСФСР, в 1999-м он стал Лауреатом Государственной премии России.
На момент кончины актеру было 78 лет. Церемония прощания с Алексеем Петренко состоится 27 февраля в столичном Доме кино.
Далее по теме
В Москве состоится ретроспектива фильмов Алексея Германа
С 27 сентября по 1 октября в кинотеатре «Москино Музейный» пройдет ретроспектива фильмов Алексея Германа, мэтра советского и российского кино. Картины представит его сын, режиссер и сценарист Алексей Герман-младший. Специальную программу «Персона: Алексей Герман» Москино проводит в год, в который великому режиссеру могло бы исполниться 85 лет. В кино Герман дебютировал картиной «Седьмой спутник», снятой вместе с Григорием Ароновым в 1967 году. Затем была «Проверка на дорогах», которая пролежала на полке 15 лет и вышла на экран только во время перестройки. Первой его лентой, дошедшей до советского зрителя, стала картина «Двадцать дней без войны», снятая по повести Константина Симонова. Потом последовали «Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталев, машину!» и «Трудно быть Богом». Каждая работа режиссера погружает зрителя в особенный мир, наполненный глубокими идеями и яркими образами. РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ: 27 сентября, 19:00 — «Проверка на дорогах» 28 сентября, 19:00 — «Двадцать дней без войны» 29 сентября, 19:00 — «Мой друг Иван Лапшин» 30 сентября, 19:00 — «Хрусталев, машину!» 1 октября, 19:00 — «Трудно быть Богом»
21 СЕНТЯБРЯ, 2023
ЧИСТОЕ НЕБО: «1941. Крылья над Берлином» и еще 8 фильмов о советских военных летчиках
После очередного подвига майор Булочкин (Николай Крючков) попадает в лазарет и выходит оттуда с запретом летать на истребителях и переводом в… женскую эскадрилью. Теперь асу придется пересесть на «этажерку» У-2 (По-2) и постараться не влюбиться — ведь он с двумя друзьями дал клятву не жениться до конца войны. Героической комедии Семена Тимошенко в этом году исполняется 77 лет, а выглядит она и сегодня вполне свежо с ее шутками, высмеивающими сексизм. А еще фильм подарил стране две песни, зажившие своей жизнью — «Первым делом самолеты» и «Пора в путь-дорогу». В марте 1942 года летчика-истребителя Алексея Мересьева (Павел Кадочников) сбивают над Черным лесом Демянского кольца. 18 дней летчик с перебитыми ногами будет пробираться через заснеженную чащу, чудом выживет на оккупированной немцами территории, доберется до своих и снова сядет в кабину истребителя, несмотря на ампутацию ступней обеих ног. Экранизация повести Бориса Полевого, основанной на реальной истории Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Картина Александра Столпера стала образцом военной героической драмы и была отмечена на правительственном уровне — режиссер, оператор и исполнители главных ролей в 1949 году получили Сталинскую премию II степени. В нелетную погоду экипаж Пе-2, состоящий из трех неунывающих гуманитариев (на гражданке они — учитель, художник и музыкант), не теряет времени даром — летчики становятся своего рода возмутителями спокойствия и даже оказываются на гауптвахте. Но досидеть на ней положенный срок не удастся — именно этот экипаж, по мнению командования, лучше других справится с опасным разведывательным полетом. Пронзительная лента Наума Бирмана, снятая на излете хрущевской оттепели, абсолютно лишена героического пафоса. Для Олега Даля «Хроника пикирующего бомбардировщика» стала второй военной картиной за один год — в том же 1967-м артист снялся в трагикомедии Владимира Мотыля «Женя, Женечка и "катюша"». История «поющей» эскадрильи капитана Титаренко по прозвищу «Маэстро» (Леонид Быков) основана на рассказах летчиков-ветеранов — выдумки в картине куда меньше, чем фактов, позаимствованных Быковым из реальных фронтовых историй. Фильм стал для режиссера и исполнителя главной роли Леонида Быкова главным достижением в карьере и во многом его самой личной работой. Сам постановщик признавался, что решил снять «Стариков», потому что в юные годы сам мечтал стать пилотом и даже пытался поступить в летное училище, куда его не взяли из-за юного возраста и маленького роста. Картина стала культовой. Киноповесть о подвиге летчиц, которые наводили ужас на немцев ночными бомбардировками и получили от них прозвище, вынесенное в название фильма. «В небе ночные "ведьмы"» — кино «из первых рук»: его поставила Герой Советского Союза Евгения Жигуленко, которая сама была «ночной ведьмой». Жигуленко командовала звеном 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии. Фильм стал режиссерским дебютом Жигуленко и снимался в Крыму — там же, где 46-й полк базировался и воевал в 1944-м. 1944 год. Три экипажа минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота атакуют немецкий конвой — домой вернется лишь один самолет из трех. Гибель двух экипажей и возвращение в полк после ранения старшего лейтенанта Белоброва (Родион Нахапетов) запустят цепь драматических событий. Картина Семена Ароновича — экранизация неоконченной повести Юрия Германа, которую дописали и превратили в сценарий Светлана Кармалита и ее муж (и сын писателя), режиссер «Проверки на дорогах» и «Двадцати дней без войны» Алексей Герман. Война в «Торпедоносцах» — трагедия, которая выходит далеко за рамки театра военных действий, въедаясь в детали мирного быта и разрушая жизни тех, кто ждет летчиков на земле. История подвига летчика-истребителя Михаила Девятаева (Павел Прилучный), который 8 февраля 1945 года вместе с группой заключенных совершил побег из концлагеря на острове Узедом, угнав бомбардировщик Heinkel He 111 и доставив ценные сведения о ракетах Фау-1 и Фау-2. Режиссеры Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов позволили себя ряд художественных вольностей. Например, в фильме в погоню за сбежавшим на немецком самолете Девятаевым отправляется его бывший товарищ, летчик-истребитель Николай Ларин (Павел Чинарев), переметнувшийся к немцам. В действительности же беглецов преследовали сначала немецкий ас Гюнтер Хобом, а затем возвращавшийся с задания полковник Вальтер Даль. Спустя годы Девятаев даже встретился с Хобомом во время своего визита в Германию. В декабре 1941 года Николая Комлева (Петр Федоров) сбивают в воздушном бою. Летчик умудряется посадить свой Ил-2 в лесу, а затем, превозмогая боль от ранения в ногу, холод и голод, отбиваясь от стаи волков и спасаясь от немцев, он пробирается к своим. Впереди — ампутация обеих ног, встреча с возлюбленной и возвращение за штурвал самолета. «Летчик» можно воспринимать как новую экранизацию «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого или ремейк фильма Александра Столпера, но на самом деле режиссер Ренат Давлетьяров и сценаристы Алексей Тимошкин и Сергей Ашкенази пошли дальше: их герой Комлев — собирательный образ девяти реальных советских пилотов, которые в годы Великой Отечественной вернулись в строй, несмотря на ампутацию ног. История первой бомбардировки Берлина, которая была проведена в ночь с 7 на 8 августа 1941 года в ответ на разрушительные налеты немцев на Севастополь, Смоленск и Киев, а также на бомбардировку Москвы. Все 15 бомбардировщиков ДБ-3, вылетевшие на задание, вернулись домой — это был не только самый первый, но и самый успешный из всех авианалетов на столицу рейха, проведенных советской авиацией с 7 августа по 5 сентября 1941-го. Режиссер Константин Буслов стремился к максимальной достоверности картины: консультировал кинематографистов генерал-полковник, Герой Советского Союза Василий Решетников, который сам участвовал в бомбардировках Берлина — во время работы над фильмом ветерану было 102 года.
26 АПРЕЛЯ, 2022
«Война токов», «Рождество на двоих» и другие новинки недели
«Война токов» История соперничества двух выдающихся ученых XIX века, Томаса Эдисона (Бенедикт Камбербэтч) и Джорджа Вестингауза (Майкл Шэннон). Оба планируют внедрить свои разработки по освещению крупных городов с помощью электричества, но для этого им необходимо сначала заручиться поддержкой влиятельных лиц. И пока изобретатели поносят друг друга гневными речами и решают личные проблемы, на горизонте появляется Никола Тесла (Николас Холт) - еще один конкурент. «Война токов» — картина очень тяжелой судьбы, снятая еще в 2017 году, но отправленная на перемонтаж после первых показов. Затем последовал скандал с Харви Вайнштейном, продюсером фильма, и, казалось, история борьбы Эдисона и Вестингауза вообще не увидит свет. Однако это случилось, но после знакомства с «Войной токов», складывается впечатление, что усилия были напрасны. Лента режиссера Альфонсо Гомеса-Рехона, как это иногда случается, просто не получилась. Прежде всего, трудновато делать картину о соперничестве двух ученых, которые в жизни не встречались, а затем еще попытаться добавить к их конфликту третьего героя — Теслу. «Война токов» выглядит очень сумбурно и хаотично, и этот эффект только усугубляет ужасный монтаж и «изобретательность» оператора, который повсюду носится с ручной камерой, а потом выбирает самые ненадежные ракурсы для съемки персонажей. Не спасает и звездный состав картины. Сюжет «Войны токов» в большей степени концентрируется на Эдисоне в исполнении Камбербэтча, и другие герои раскрываются очень схематично и впроброс. Играют все в меру хорошо, даже при отсутствии интересных реплик и драматических конфликтов, Майлу Шэнному, например, очень идут усы и сюртук, а Николас Холт очень забавен в образе эксцентричного Теслы. Но проблема остается прежней, из множества порою интересных анекдотов из жизни изобретателей, даже разыгранных замечательными актерами, не складывается ничего путного и внятного. (Кирилл Горячок) Оценка: 5 из 10 «Рожденный после смерти» После гибели своего брата Ронни (Коннор Джессап) в автокатастрофе пять лет назад, его брат Филипп (Ник Робинсон) и мать Шарлин (Эми Райан) продолжают жить прошлым, вспоминая более счастливые времена. Однажды им наносит визит беременная Мелисса (Маргарет Куэлли), девушка Ронни, которая вот-вот должна родить. Она заявляет, что отец ребенка — не кто иной как Ронни, и с этого момента жизнь Филиппа и Шарлин уже не станет прежней. «Рожденный после смерти» — это экранизация одноименной книги Джона Сирлса, которая вышла в середине 2000-х, но к сегодняшнему дню уже успела подзабыться. Книга выстроена как детективный триллер, медленно разворачивающий таинственную историю с беременностью, и фильм стремится поддерживать атмосферу сгущающейся тайны, в которую попадают главные герои. Проблема в том, что атмосфера эта передана из рук вон плохо, в первую очередь из-за того, что создатели фильма долгое время не могут определиться, на что конкретно сделать ставку в сюжете. А когда решаются — получается уже не страшно, а смешно. Для начала, сценарий содержит огромное количество прорех, которые по мере развития событий только разрастаются. Заявленная в первой трети мистика к финальной части превращается не более чем в дымовую завесу, причем непонятно зачем добавленную. Линия с загадочной беременностью выглядит так, будто главные герои живут в информационном пузыре, и имеют слабое представление о современных медицинских технологиях, вроде тестов на ДНК. И, наконец, действия главного злодея в кульминационной части фильма не вызывают ничего, кроме смеха — тот случай, когда испытываешь жгучий стыд за других. Разумеется, при таком подходе с поддержанием интриги и сколько-нибудь вменяемого саспенса дела плохи. Что-то исправить мог бы актерский состав, включающий известных людей вроде Блит Даннер («Знакомство с родителями», «Алиса») и Брайана Кокса («Зодиак», «Идентификация Борна»), но им, к сожалению, почти нечего играть в рамках настолько плохо продуманного сценария. Зрителям остается лишь наблюдать за тем, как стремительно разваливается на части фильм, претендующий на звание триллера, а оказывающийся не очень смешной комедией. (Дмитрий Соколов) Оценка: 2 из 10 «Рождество на двоих» Кейт (Эмилия Кларк) работает продавцом-эльфом в магазине по продаже рождественских сувениров. Личная жизнь у нее не складывается, с родителями отношения натянутые, и вообще она всегда мечтала стать певицей, а уж точно не прожигать жизнь за кассой в зеленом костюме. Однажды у дверей магазина останавливается обаятельный и чудаковатый парень Том (Генри Голдинг). Кейт решает заговорить с ним, и вскоре новое знакомство меняет ее жизнь навсегда. Режиссер Пол Фиг известен своей привязанностью к чисто женским историям, достаточно вспомнить «Шпиона», «Копов в юбке» и его версию «Охотников за привидениями». Его новый праздничный фильм «Рождество на двоих» тоже разворачивается вокруг невзгод и курьезов молодой девушки, но даже по меркам Фига, кино получилось совсем необязательным, и новогоднее настроение вряд ли сможет нагнать. Радует в «Рождестве на двоих» одно — Эмилия Кларк, которая, наконец, рассталась с образом суровой экшн-героини и властной женщины, и стала просто собой — улыбчивой, обаятельной и милой. Смотреть на нее одно удовольствие, равно как и на Эмму Томпсон, очень убедительно сыгравшую югославскую эмигрантку, до сих пор живущую в страхе перед КГБ и советским режимом. Фильм основан на песне Джорджа Майкла Last Christmas, и уже по одному этому можно понять, насколько он тривиален, а композиции великого поп-исполнителя звучат здесь постоянно, к месту, или нет. Поэтому, смотреть эту картину можно только в двух случаях, если вы поклонник Эмилии Кларк, или Джорджа Майкла. (Кирилл Горячок) Оценка: 6 из 10 «Аэронавты» 1862 год. Ученый-метеоролог (Эдди Редмэйн) и опытная в полетах на воздушно шаре девушка (Фелисити Джонс) отправляется в опасное путешествие к небесам, чтобы поставить новый рекорд высоты и узнать новые факты об окружающей среде и погоде. Однако суровые погодные условия и общая неподготовленность дуэта к тому, что их ждет, поставит под сомнение их возвращение обратно на землю. Эдди Редмэйн и Фелисити Джонс уже играли вместе с оскароносном байопике о Стивене Хокинге. В «Аэронавтах» им достались похожие типажи, однако в этот раз солирует Джонс, и солирует прекрасно. Актриса, бесспорно, отдала много сил этой роли, и местами действительно впечатляюще и самоотверженно ползает по шару и спасает ситуацию. Но, к сожалению, фильм Тома Харпера получился во всех отношениях неудачным, прежде всего, за счет сценария. Не только характеры героев написаны очень скупо, но и само путешествие на экране не вышло таким уж захватывающим и неожиданным. Это можно было бы понять, если «Аэронавты» основывались бы на реальных событиях, однако сюжет здесь абсолютно вымышленный, и основан на разных полетах и людях. Смотреть за приключениями героев в небе становится невыносимо скучно уже к середине фильма. Авторы не придумали каких-то убедительных драматургических ходов, чтобы зритель подключился к персонажам, стал проявлять к ним сочувствие и эмпатию, а в таком кино это очень важно. Построен сюжет исключительно на набивших оскомину шаблонах, и только перформанс Фелисити Джонс, неожиданно хороший, позволяет этому фильму безопасно приземлиться на землю. (Кирилл Горячок) Оценка: 4 из 10 «Простой карандаш» Художница Антонина Золотарева (Надежда Горелова) перебирается из Питера в карельскую деревянную глушь — поближе к месту отсидки мужа, тоже художника. Устроившись в школу преподавателем МХК и черчения, Антонина Максимовна вскоре обнаруживает, что хулиган из ее класса Миша Пономарев держит в страхе не только учеников, но и преподавательский состав — ведь он младший брат здешнего бандита, царька этого захолустья, который вот-вот выйдет из тюрьмы. В отличие от местных обитателей, Антонина с таким положением дел мириться не собирается. Правда, ее борьба против Пономарева и его шайки оказывается, на первый взгляд, войной с ветряными мельницами, и это касается не только школы: «жена декабриста», похоже, не нужна даже самому «декабристу» — муж то и дело просит ее вернуться в Санкт-Петербург. Однако решительности и храбрости интеллигентной учительнице не занимать. «Простой карандаш» — тихое, но пронзительное кино, прошедшее мимо фестивальной шумихи (хотя спецприз жюри «Окна в Европу» — тоже признание). Это важное и редкое по нынешним временам высказывание о том, что происходит в стране: «Простой карандаш» в этом смысле сродни одиночному пикету, и намек на недавние процессы по делам участников митингов прозрачен (муж главной героини осужден по сфабрикованному, как она утверждает, делу — за то, что ударил правоохранителя, и нетрудно догадаться, при каких обстоятельствах произошел этот инцидент). Правда, с определенного момента фильм Натальи Назаровой («Дочь») приобретает наивно-плакатную интонацию, однако это ему удивительным образом не вредит — и дело тут как в стопроцентной узнаваемости истории, рассказанной в картине, так и в обаянии и таланте Надежды Гореловой, сыгравшей свою героиню тонко, без нажима и заламывания рук. Кстати, об узнаваемости. У «Простого карандаша» — солидная родословная: для многих фильм станет своего рода ревизией лучших школьных (впрочем, не только школьных) картин 60-х — 70-х, в диапазоне от «Доживем до понедельника» (сходство учительницы Золотаревой с героиней Ирины Печерниковой очевидно) до «Ключа без права передачи». (Дмитрий Молчанов) Оценка: 7 из 10
6 ДЕКАБРЯ, 2019
Показать еще