Рецензия на первый эпизод сериала «Электрические сны Филипа К. Дика»

Накануне выхода сиквела культового «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта, интерес к творческому наследию фантаста Филипа К. Дика неизбежно возрос. Писатель сочинил немалое количество коротеньких рассказов, некоторые из которых уже были успешно адаптированы на большом экране, взять, например, такие фильмы, как «Вспомнить все» или «Особое мнение». Поэтому сделать сериал-антологию по не самым известным работам мастера кажется разумным и многообещающим.

Сюжет первой серии «Электрических снов Филипа К. Дика» основан на рассказе «Капюшонщик». Как это принято в большинстве экранизаций произведений писателя (за исключением, наверное, только «Помутнения» Линклейтера), сценарий не имеет практически ничего общего с первоисточником.

Среди простых людей появляются те, кто обладает способностями к телепатии и управлению сознанием. Правительство решает привлечь одаренных на службу обществу и разрабатывает специальный законопроект, дающий возможность читать мысли подозреваемых в преступлении или неверности государству. Если ты не подчиняешься — значит, что-то скрываешь! Однако общество выступает против, и в среде недовольных появляются люди в загадочных капюшонах, оберегающих от чтения мыслей. Детектив Росс (Ричард Мэдден) вместе с новой напарницей-телепатом Гонор (Холлидей Грейнджер) начинают поиски Капюшонщика, и вскоре обнаруживают, что революционеры — не самая опасная угроза.

Почему создатели так сильно отошли от сюжета первоисточника становится ясно уже на вступительной заставке. Низкий уровень качества спецэффектов и явная нехватка средств просто не позволили авторам оставить в адаптации погони на летающих машинах, роботов-полицейских и испепеляющие бластеры. Сказывается это и на гриме и костюмах. Впрочем, взамен сеттинг стал более нуарным, а второстепенный персонаж рассказа Росс стал «крутым» детективом, вынужденным сотрудничать с девушкой, которой нельзя доверять. Чтобы подчеркнуть соответствующий стиль авторы добавили джаз, дым сигарет и даже пленочный проектор, который раскроет личность подозреваемого, прямо как в 40-х. Впрочем, и в произведениях Дика нередко высокие технологии соседствовали с грампластинками и пленкой.

Спорить обо всех несоответствиях сериала и рассказа не имеет смысла. В конце концов, суть осталась прежней: фашизм — это плохо. Но в сериальном «Капюшонщике» создатели отдали предпочтение несчастной любви, разделенной предрассудками и расизмом. Прекрасной находкой было вставить в кульминационный момент эпизода картину Магритта «Влюбленные», тем самым подчеркивая тему смерти чувств в тоталитарном мире.

На данный момент «Электрические сны Филипа К. Дика» обещают много интересного: как минимум появление Стива Бушеми, Брайана Крэнстона (который также выступает в качестве продюсера проекта) и Веры Фармиги в отдельных эпизодах. Главное, что создатели доказали, что и с небольшим бюджетом способны заинтриговать и сделать на основе идей-снов Дика что-то самобытное. Хочется верить, что в грядущих адаптациях авторы не оставят за бортом и сюрреалистический юмор, которым полны произведения великого фантаста.

Поделиться