ПЬЕР МОРЕЛЬ
кадр из фильма
Карьера Пьера Мореля неразрывно связана не только с «крестным отцом» Люком Бессонном, но и с коллегой Летеррье. Морель учился на оператора и боевое крещение проходило как раз на съёмках первого «Перевозчика» и «Дэнни — цепного пса». Уже сняв свой дебют в качестве режиссёра, культовый паркур-экшн «13-й район», он ещё несколько лет простоит за камерой («Война», «Любовь и другие катастрофы», небольшой парижский участок комедии «Любовь по правилам и без»), чтобы триумфально вернуться в режиссёрское кресло. В 2008 году выходит боевик с Лиамом Нисоном «Заложница», один из главных хитов бессоновской кинофабрики ($227 млн в мировом прокате при 25-миллионном бюджете) и индульгенция его бизнес-стратегии. По инерции Морель снимает ещё одно точно такое же кино («Из Парижа с любовью») и уедет за океан, пока не стихла молва о кассовых подвигах «Заложницы». Взять Америку с наскока (как это удалось тому же Летеррье) у него не получается. Изначально Голливуд был не против сдаться. Paramount подписывает режиссёра на новую экранизацию «Дюны» Фрэнка Херберта, рискую колоссальным бюджетом в $175 млн, но проект закрывают. Морель ищет, где себя применить: претендует на пост постановщика «Великого уравнителя» с Дензелом Вашингтоном, гипотетически присутствует в пуле соискателей должности режиссёра «Тора», сначала соглашается, а потом бросает «День взятие Бастилии» (не желая, по-видимому, возвращаться в старую колею). Дабы не потерять навыков, подрабатывает на ТВ, сняв два первых эпизода стремительно закрытого «Последнего часа».
В 2013 году Морелю воздается за терпение. Студия Sony подписывает его на постановку экшн-триллера «Стрелок». В распоряжении режиссёра лучший в мире актёрский ансамбль (Шон Пенн, Хавьер Бардем, Идрис Эльба, Рэй Уинстон), локации родной Европы и реальные перспективы родить ещё один киносериал. Однажды такое ему уже удавалось, с «Заложницей».
ЛУИ ЛЕТЕРРЬЕ
кадр из фильма
Летеррье — режиссёр во втором поколении. В послужном списке его отца, Франсуа Летеррье, к примеру, фильм «Прощай, Эммануэль» и несколько комедий с Кристианом Клавье, с которым однажды удастся поработать и сыну — на съёмочной площадке французского блокбастера «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра». В 18 лет Луи уезжает на учёбу в Нью-йоркский университет, знаменитую школу искусств Тиш. Летеррье остаётся в Америке практически до конца девяностых, успев потаскать реквизит на съёмочных площадках «Последнего киногероя» (то есть вживую видел Шварценеггера практически в рассвете сил) и «Миссия невыполнима» Брайана де Пальмы. Первое пришествие в Голливуд заканчивается после работы в «Чужом 4: Воскрешении», где он был личным ассистентом Жан-Пьера Жене, сглаживая, видимо, языковой барьер. По приезду домой его рекрутирует Люк Бессон. Впечатлённый имеющимся у молодого человека опытом и уже какое-то время питающий в своей голове идею о собственном Голливуде, Бессон устраивает ему проверку, подключая его к созданию нескольких рекламных роликов и собственной «Жанны Д’Арк». Летеррье быстро доказывает собственную профпригодность и в начале нулевых впервые получает пост режиссёра. «Перевозчик» становится одним из первых интернациональных хитов бессоновской EuropaCorp., сделанных по не новой, но ставшей фирменной формуле — французские деньги, французские руки, английский язык и титульная звезда, говорящая на нём без акцента. За ними следуют «Дэнни — цепной пёс», который хоть и не принёс прибыль, но, на удивление, понравился критикам, и «Перевозчик 2». Здесь заканчивается французский период его карьеры (тем более символично, что съёмки последнего проходили в Майами).
В Голливуде его с порога проверяют одновременно огнём, водой и медными трубами, поочерёдно вручая постановку двух громоздких блокбастеров, «Невероятного Халка» и «Битвы титанов». Летеррье удаётся главное — зацепиться. Фильмы по большей части ругают, но, по крайней мере, они не проваливаются в прокате, а «Битва титанов» так и вовсе удостаивается совсем уж отвратительного сиквела. Голливудский звёздный час Летеррье наступает в 2013 году, когда на экраны выходит авантюрная история «Иллюзия обмана». Фильм довольно неожиданно становится большим международным хитом. Стоит понимать, что произошло это, в какой-то мере, вопреки сложившейся в индустрии ситуации. Картина находится в проблемной «среднебюджетной» весовой категории ($75 млн). Такие проекты руководители студий-мейджоров явно недолюбливают: вернуть вложенные деньги куда легче, когда имеешь дело либо с полноценными блокбастерами с девятизначной сметой, либо же с микробюджетными постановками, отличающимися высокой ликвидностью. Следующим проектом Летеррье заявлена шпионская комедия «Гримсби» с Сашой Бароном Коэном.
КРИС НАОН
кадр из фильма
Наон начинал со съёмок рекламных роликов и видеоклипов. Потом пришёл Бессон и позвал к себе, представив в качестве аргумента режиссёрское кресло «Поцелуя дракона». Боевик с Джетом Ли и Бриджет Фондой стал первым по-настоящему амбициозным продюсерским проектом Бессона, вынашивавшего наполеоновские планы по покорению мирового проката универсальными, бойкими и незамысловатыми, жанровыми проектами. После этого Наон дважды отказывает голливудским продюсерам (предлагают снять «Заложника» с Брюсом Уиллисом и «Женщину-кошку» с Холли Берри), которые убедились, благодаря во многом деятельности бессоновской Europa Corp, что новое поколение французских режиссёров умеет делать приличные экшны. Проекты уходят его землякам Флорану-Эмилио Сири, снявшему «Осиное гнездо», и Питофу, выпустившему в один год с «Поцелуем дракона» своего «Видока». Наон же остаётся на родине и делает коммерчески несостоятельную «Империю волков» по роману национального бестселлермейкера Жан-Кристофа Гранже.
Голливуд такую несговорчивость ему так и не простил. В Америку больше не зовут. Следующий его фильм, «Последний вампир», выходит в 2009 году, когда его более удачливые коллеги по «конюшне» Люка Бессона уже либо сорвали банк на родине, как Морель, либо, как Летеррье, перешли на английский. Наон же явно топчется на месте с морально устаревшим материалом (а портится он, жанровый, очень быстро), попутно сочиняя сценарии к совсем уж необязательным «На скейте от смерти» и «Полному нулю». Вполне логично, что последним на сегодня местом его работы обозначена долгоиграющая «мыльная опера» «Жизнь прекрасна», у автора которой, по иронии судьбы, тоже фамилия Бессон.
ОЛИВЬЕ МЕГАТОН
кадр из фильма
Оливье Мегатона (настоящую фамилию Фонтана он сменил на цепкий псевдоним, будучи рождённым ровно через 20 лет после атомной бомбардировки в Хиросиме) привёл в кино не Бессон, а культовый французский клипмейкер Жан-Батист Мондино, режиссёр клипов Мадонны, Бьорк, Дэвида Боуи, Тома Уэйтса, Стинга и Брайана Ферри. Тот заприметил художника-граффитиста, широко известного в узких кругах.Не Бессон дал ему и первую серьёзную работу. До того, как попасть на съёмочную площадку «Хитмэна», где он возглавил вторую съёмочную группу, и проследовать транзитом по маршруту «Перевозчик 3» — «Коломбиана» — «Заложница 2», Мегатон провёл достаточно насыщенное десятилетие, снимая короткометражки, видеоклипы и выступая дизайнером титров. Венцом и пиком того периода были провальный триллер «Выход», дистрибьюцией которого занималась уже EuropaCorp, и нуар «Красная сирена».
Сейчас Оливье — придворный режиссёр бессоновской корпорации. Наградой за верность станут съёмки третьего фильма из франшизы «Заложница», которую он и так уже испортил вторым фильмом.
ЖЕРАР КРАВЧИК
кадр из фильма
Может показаться, что именно в случае с Кравчиком Люк Бессон на сто процентов выглядит эдаким продюсером-искусителем, заставляющим талантливых режиссёров заниматься какими-то компромиссными, но хорошо оплачиваемыми делами. Если разобраться, это не так, хотя киносериал «Такси» наверняка у Жерара Кравчика в печёнках. В восьмидесятые Кравчик ездил по фестивалям со своими первыми короткометражками и трижды (!) выдвигался на главную национальную кинопремию «Сезар». Родные киноакадемики заметили и его первую полнометражную работу, чёрно-белую трагикомедию «Ненавижу актёров», включив фильм в номинацию за лучший дебют. Через год, в 1987-м, на экраны выходит хорошо принятый «Конец лета», после чего режиссёр пропадает с радаров. Кравчик подписывает кабальный контракт на три фильма, ни один из которых так и не будет снят. За шаг или два до запуска в производство продюсеры регулярно били по тормозам, окончательно погасив набранную им ранее скорость. «Освободившись», Жерар снимает «Героинь» с Виржини Ледуайен (все три его полных метра «добессоновского» периода имеют в основе крепкий литературный фундамент) и уходит к Бессону в переломный (в исключительно хорошем смысле слова) для его корпорации момент: помогает своему тёзке Пиресу делать «Такси», одну из самых прибыльных франшиз в истории французского кино. Люк ставит его вторым режиссёром своей «Жанны Д’Арк», а потом назначает режиссёром сиквела «Такси», ещё более коммерчески успешного, чем оригинал. Кравчик застревает в автофраншизе до четвёртого фильма. «Такси» делает его одним из самых кассовых режиссёров десятилетия во французском прокате, неподалёку от Спилберга и Джексона. Он также снимает «Васаби» и «Фанфан-тюльпан», который выходит в один год с «Такси 3» и удостаивается чести открыть Каннский кинофестиваль.
Взятый в нулевые абсолютно фантастический темп (пять картин на Бессона и две «на сторону», «Наша безумная жизнь» и «Красный отель», снятые с 2000 по 2007 год) даёт о себе знать. Кравчик замолкает, чтобы вернуться в 2014-м. Конечно, с «Такси». Люк Бессон затевает телесериал-римейк на американской почве «Такси: Южный Бруклин». Снятые Кравчиком два эпизода закрывают первый сезон.
КАМИЛЛЬ ДЕЛАМАРР
кадр из фильма
С 2008 года Камилль Деламарр начинается сотрудничество с EuropaCorp. О режиссёрском кресле речи пока не идёт: Камилль склеивает в монтажной то, что наснимали другие. Он работает режиссёром монтажа в картинах «Перевозчик 3», «22 пули: Бессмертный», «Коломбиана», «Напролом» и «Заложница 2». В 2012-м Бессон подтягивает его к себе поближе, делая режиссёром второй съёмочной группы телесериала «Перевозчик», а на следующий год доверяет ему англоязычный римейк (снимать одно и то же по несколько раз в разных форматах — сиквелы, римейки, телешоу — фирменная черта EuropaCorp) «13-го района» Пьера Мореля. Очередная попытка закрепиться на американском рынке — пока за все бессоновские проекты отдувается только Лиам Нисон и его «Заложницы» — проваливается: «13-й район: Кирпичные особняки» не нравится ни критикам (на них Люк давно не обращает внимания), ни зрителям. Но Бессон продолжает верить в своего питомца.
Следующим проектом Деламарр станет перезагрузка франшизы «Перевозчик», в которой уже не будет Джейсона Стэтема, а его посвежевшего героя (фильм расскажет о молодости Фрэнка Мартина) сыграет Эд Скрейн, Даарио Нахарис из третьего сезона «Игры престолов». Бессон, конечно, сжульничал с названием, присвоив фильму порядковый номер 4, но Деламарр от этого, велика вероятность, только выиграет. По крайней мере, в его резюме может появиться проект с положительной финансовой отчётностью.