ВОЙТ/ДЖОЛИ
ДЖОН ВОЙТ
кадр из фильма
Отец. Большая голливудская величина, добившаяся славы вопреки самому отвратительному на всю Америку чутью на роли. В своё лучшее десятилетие, 1970-е, в которое он вступил после фильма-прорыва «Полночный ковбой», Войт сыграл менее десяти ролей, но среди них оказались «Избавление» и «Возвращение домой». Первый родил новый тип триллера и дал надёжный инструментарий, который до сих пор не взяла ржавчина. Второй — всеамериканский антивоенный гимн и моральный авторитет, принёсший ему единственный в карьере «Оскар». В восьмидесятые его звёздный блеск постепенно тускнеет (последним ярким всполохом становится роль в «Поезде-беглеце» Андрея Кончаловского). Войт это понимает, отдаётся решению внутренних проблем, ради чего забрасывает кинематограф на пять лет, и зреет для острохарактерных ветеранских ролей, с которыми возвращается в Голливуд в середине девяностых. Актёр делает много откровенно дурацких фильмов (особое место занимают фильмы про собак и супердеток), но впечатывается в память неузнаваемыми ролями слепого индейца в «Повороте» и легенды журналистики Ховарда Коселла в «Али». Окончательная реабилитация перед вечностью произошла в этом году. Войт играет отца главного героя в «Рэе Доноване», вспоминая боксёрскую киномолодость («Конрак», «Чемпион») и вытаскивая на свет отвратительные отношения с собственными детьми. АНДЖЕЛИНА ДЖОЛИ
кадр из фильма
Дочь. Дива номер один XXI века, половинка самого известного голливудского семейного союза, обладательница самых возмутительных натуральных губ, сделавших из пластической хирургии индустрию. Актриса с «Оскаром», которая до середины нулевых эксплуатировала образ роковой и депрессивной, «бегущей по лезвию» саморазрушительной красотки с характером и татуировками, а потом нашедшая покой в тихой семейной гавани с суперстаром Брэдом Питтом. Джоли ощутимо устала от актёрства, ради которого — это видно — в последние годы тратит всё меньше душевных сил. Совсем скоро следует ждать нового витка в режиссёрской карьере актрисы. После дебюта «В краю меда и крови» и выбора «Несломленного» для второго авторского высказывания очевидно, что Анджелина — постановщик с явным гуманистическим пунктиком, и хочет она того или нет — путь ей исключительно в «оскаровские» номинанты. С Войтом долгие годы пребывала в очень сложных отношениях; тот был отвратительным семьянином и отцом. Попытки воссоединения неминуемо заканчивались очередным, ещё более глубоким разломом. Примирение всё-таки наступило — после смерти матери Джоли Маршелин Бертран в 2007 году. ДУГЛАСЫ
КИРК ДУГЛАС
кадр из фильма
Отец. Легендарный голливудский актёр, урождённый Иссур Даниелович. Его родители эмигрировали в США из Беларуси, входившей в состав Российской империи, в начале XX века. Во время Второй мировой служил на флоте, куда записался уже будучи Кирком Дугласом, студентом нью-йоркской Американской академии драматических искусств. Через пять лет после пришествия в Голливуд в 1946 году становится одним из самых «кассовых» актёров на два следующих десятилетия. За свою жизнь переиграл море всевозможных воинов, военных и просто жёстких и отчаянных «сукиных сынов». Как и многие большие звёзды, всегда старался контролировать процесс съёмок, из-за чего был в напряжённых отношениях с не менее крупными режиссёрами. Словом, самая настоящая кряжистая голливудская глыба на все времена и железный старик, два года назад флиртовавший с Энн Хэтэуэй на церемонии вручения «Оскаров». Сейчас Дугласу-старшему 97. МАЙКЛ ДУГЛАС
кадр из фильма
Сын. Дугласу-младшему в 2013-м исполнилось 69. В этом же году вышла телевизионная драма про ускользающую молодость «За канделябрами», где Майкл играет свою самую отчаянную роль в жизни. Каждое из четырёх его десятилетий в кино актёр отрабатывает новое амплуа. В семидесятые он — амбициозный сын могучего отца, не допускающий ошибок в карьере: параллельно с работой в сериале «Улицы Сан-Франциско», сделавшем его телезнаменитостью, Майкл пробует себя в продюсировании. Первый же проект, отданный ему папой «Пролетая над гнездом кукушки» (Дуглас-старший играл МакМёрфи на Бродвее и пытался сделать киноэкранизацию в Голливуде в шестидесятые), приносит ему «Оскар». Следующую декаду он растит в себе романтического секс-символа (хороший грунт нашли, конечно, в джунглях), но скоро, наигравшись с милыми, но плоскими стереотипами, перезагружает образ с новыми красками и предстаёт в одном из ключевых и самых растиражированных (не только им) амплуа девяностых – состоявшегося мужчины в беде, сексуальность которого всё чаще вылезает ему боком. В 2001 году Майкл во второй раз женится — на Кэтрин Зита-Джонс и вступает в необязательную самодостаточную фазу творчества, достижения которой умещаются в две, возможно, самые выдающиеся его роли — в «Ночи в баре МакКула» и «Сексоголике». Третью онФОНДЫ
ГЕНРИ ФОНДА
кадр из фильма
Отец. Патриарх и основатель ветвистой династии, ставшей одним из символов Голливуда. Первые большие роли пришли в годы Великой Депрессии (прорывом стал «Фермер женится» 1935 года), а свой единственный актёрский «Оскар» актёр получил в 1982 году («На золотом пруду») за полгода до смерти и через год после того, как Киноакадемия отметила мэтра почётной (и, по-своему извинительной) статуэткой за вклад в кинематограф. Между этими датами уместилась история «фабрики грёз» и работа с великими — режиссёрами и актёрами, от Фрица Ланга, Джона Форда и Джона Уэйна до Альфреда Хичкока, Серджио Леоне и Сидни Люмета. Американский институт киноискусства поставил его на шестое место в списке величайших американских актёров всех времён. ДЖЕЙН ФОНДА
кадр из фильма
Дочь. Символ, эстетический и идеологический, сразу нескольких эпох. Большая драматическая актриса, одолевшая собственную репутацию секс-бомбы Барбареллы, и не менее значимая политическая активистка, не пропустившая, кажется, ни одну американскую антивоенную кампанию за последние полвека. В восьмидесятые стала вестником и пропагандистом моды на аэробику и фитнесс, а к концу десятилетия устала от актёрства и ушла на покой. В середине 2000-х Фонда вернулась. Складывается впечатление, что, в первую очередь, для того, чтобы показать миру, как здорово сохранилась (естественно, не без помощи пластических хирургов). Семь раз выдвигалась на «Оскар» и получила две статуэтки — за картины «Клют» с Дональдом Сазерлендом и «Возвращение домой» с Джоном Войтом. ПИТЕР ФОНДА
кадр из фильма
Сын. Его отец и старшая сестра, даже проявляя в некоторых вопросах сильную, граничащую с нонконформизмом, гражданскую и творческую позицию, всегда оставались всеамериканскими любимцами и, по сути, никогда не выпадали из мейнстрима. Питер же довольно быстро дал понять голливудским боссам, что тяготится теми романтическими ролями, которые те ему предлагали в начале шестидесятых. Фонда отрастил длинные волосы, тусовался с Byrds, The Beatles, Buffalo Springfield, стал, по мнению кинобонз, «ненадёжным» и в итоге вместе с Деннисом Хоппером снял «Беспечного ездока», величайшее американское контркультурное «инди», работавшее не только как идеологический противовес, но и новый канон кинематографа, повлиявший на многие поколения «независимых». БРИДЖЕТ ФОНДА
кадр из фильма
Внучка, дочь Питера. Бриджет Фонда провела в Голливуде лишь одну сильную декаду — девяностые, но ролей хватило для того, чтобы до сих пор сожалеть, что актриса ушла из кино после того, как в 2002 году вышла замуж за Дэнни Элфмана. «Крёстный отец 3», «Одинокая белая женщина», «Одиночки», «Убийца», «Дорога на Вэлвилл», «Простой план» и «Джеки Браун» — слишком хороший список, чтобы отпустить и не вспоминать эту красивую женщину. САЗЕРЛЕНДЫ
ДОНАЛЬД САЗЕРЛЕНД
кадр из фильма
Отец. Долговязый — под метр девяносто — канадский харизматик, сбежавший в молодости в Англию, видимо, испугавшись, что на родине его засосёт отцовская пролетарская трясина. Из Англии он тоже сбежал — в Голливуд, уже имея в резюме суперхит «Грязную дюжину», но регулярно возвращался в Европу — к великим Феллини («Казанова»), Роугу («А теперь не смотри»), Бертолуччи («Двадцатый век»). В Америке Сазерленда снимают Роберт Олтман («Военно-полевой госпиталь. М.Э.Ш.»), Джон Шлезингер («День саранчи»), Филип Кауфман («Вторжение похитителей тел»), Алан Дж. Пакула («Клют»), Роберт Редфорд («Обыкновенные люди»). Список такой, что статус классика видится исключительно вопросом времени, но категорическая всеядность низвела его в разряд «рабочих лошадок». У подрастающего поколения актёр, надо полагать, ассоциируется с франшизой «Голодные игры», где играет президента Сноу. КИФЕР САЗЕРЛЕНД
кадр из фильма
Сын. Как и многие представители голливудской «золотой молодёжи», первые шаги в кино Сазерленд-младший делал в юном возрасте, хотя и обошёлся без детских ролей рядом с папой. В конце восьмидесятых превратился из подающего надежды в крепкого профессионала с умеренно отрицательной харизмой, но со временем, где-то после «Тёмного города», стал явно загребать землю. Спасение пришло из телевизора. Образ спецагента-энерджайзера Джека Бауэра в культовом нон-стоп-экшне «24 часа» сделал из Кифера самостоятельную мировую величину, пусть и в чуть ниже котируемом телевизионном секторе. Сериал лишь самым хвостом коснулся «золотого века телевидения», который сейчас переживает американский прайм-тайм, а по сути, сделал всё, чтобы этот век настал. В 2014 году Джек Бауэр вернётся в минисериале «24 часа: Проживи ещё день», который впервые для спецагента пройдёт не в режиме реального времени. БРИДЖЕСЫ
ЛЛОЙД БРИДЖЕС
кадр из фильма
Отец. Теле-«стахановец», сыгравший более чем в пятидесяти телефильмах и сериалах. В один из пиков умеренной популярности даже получил собственное именное шоу, которое, впрочем, прожило меньше года. Общее число ролей с учётом работ в большом кино уверенно переваливает за две сотни, но уделом, как правило, оставались образы второго или третьего плана. Обнаруженная на закате карьеры самоирония делает с ним ту же незлую шутку, что и с Лесли Нильсеном. Оба попали в историю благодаря ролям в кинопародиях, берущих отсчёт с их совместного выхода в «Аэроплане». Интересный факт: Ллойд Бриджес, будучи звездой популярного шоу «Морская охота», был первым выбором футуриста Джина Родденберри на роль капитана Кирка в самый первый «Звёздный путь». БО БРИДЖЕС
кадр из фильма
Старший сын. Всё детство Бо вместе с младшим братом Джеффом околачивался в съёмочных павильонах папиных проектов, а когда вырос мужественно — чтобы Джеффу не досталось — взял на себя карму мягкотелого (в переносном смысле), плохо запоминающегося актёра, завоевавшего уважение, кажется, лишь врождённым усердием и трудолюбием. Ролей он переиграл почти столько же сколько и папа и практически не исчезает с экранов, в основном телевизионных, но визитной карточкой, судя по всему, останутся сыгранные на двоих с братом «Знаменитые братья Бейкер» и, хочется верить, совсем свежие «Мастера секса». ДЖЕФФ БРИДЖЕС
кадр из фильма
Сын. Усовершенствованная модель Бо, суше, мужественнее и с более послушными бровями. Вместе с «Оскаром» за «Сумасшедшее сердце» в нагрузку получил абсолютно заслуженный титул мэтра, который, как и все великие, не завоевал, а просто до него дожил. Замечено, что качество ролей Бриджеса напрямую зависит от длины его волос и растительности на лице, потому лучше всего ему удаются образы бунтарей, маргиналов и героев Дикого Запада. Гордость фамилии, актёр, чей талант с годами, как хороший алкоголь, только крепчает и становится благороднее. ШИНЫ
МАРТИН ШИН
кадр из фильма
Отец. Актёр, урождённый Рамон Антонио Херардо Эстевес, справедливо называет своими лучшими ролями в кино — «Пустоши» Терренса Малика и «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. Добавить к этому стоило бы роль президента-демократа Джеда Бартлета в великом политическом сериале Аарона Соркина «Западное крыло». Если в молодости Шин-старший был профессиональным «гостем» во всевозможным сериалах, то сейчас работает в основном дядей (Беном), папой, дедушкой либо же каким-нибудь опытным человеком в форме, доведя до автоматизма обязательную второстепенную роль «голоса разума». ЭМИЛИО ЭСТЕВЕС
кадр из фильма
Старший сын. Практически точное антропометрическое повторение братского тандема Бриджесов, где старший — щекастый и добрый, а младший — сексуальный харизматик, с той лишь разницей, что детей у Мартина Шина четверо, и того факта, что Эмилио отличает от Бо Бриджеса крепкая режиссёрская рука. По молодости Эстевеса не без причины занесли (и даже называли неформальным «президентом») в важную для Америки восьмидесятых киногруппировку Brat Pack, куда помимо него входили актёры, снимавшиеся в «Клубе "Завтрак"» и «Огнях святого Эльма», — Роб Лоу, Энтони Майкл Холл, Молли Рингуолд, Элли Шиди, Джалл Нельсон, Эндрю МакКарти и Деми Мур, с которой Эмилио был даже помолвлен. Провозглашённое чуть ли не «золотым» поколение в большинстве своём застряло при переходе к взрослым ролям. Само же определение Brat Pack в XXI веке приобрело — во многом благодаря проблемам с алкоголем и наркотиками и профессиональной беспомощности «костяка» — негативный оттенок. В девяностые Эстевес перебивался «Могучими утятами» и совершенствовался в режиссёрском ремесле, на которое позже тихо переключился. ЧАРЛИ ШИН
кадр из фильма
Третий сын. Биография Чарли Шина — невеселая история про большие надежды и тяжёлые наркотики. Чарли, чьё настоящее имя — Карлос, начал на пару лет позже старшего брата. Снялся в нескольких программных молодёжных фильмах восьмидесятых, был соучастником рассвета Оливера Стоуна, который увидел в нём себя молодого: снял в двух фильмах, «Взводе» и «Уолл-стрит», и чуть не снял в третьем, «Рождённом четвёртого июля». Чарли никогда не входил в основной состав Brat Pack, но всегда был где-то неподалёку (свою роль сыграло родство с «президентом») и оказался одним из тех, из-за кого этим словосочетанием скоро начали ругаться. Почти все девяностые он ещё тянет лямку звезды очень среднего калибра («Прибытие», «Деньги решают всё»), но к концу века превращается в таблоидную знаменитость, которая либо громко и грязно расстаётся с жёнами и подругами (предпочтение отдаётся порноактрисам), либо пытается с наименьшими потерями выйти из очередного скандала с наркотиками. Работа на ТВ могла бы стать спасением, но оказалась всего лишь лёгкими деньгами, которые только усугубили ситуацию. Создаётся впечатление, что Шин последние лет 15 не выходит из нарко-алкогольного дурмана, но — парадокс — никак не пропьёт свою бизнес-жилку толщиною в палец, зарабатывая на всём, с чем имеет дело. КЁРТИС/ЛИ
ТОНИ КЁРТИС и ДЖАНЕТ ЛИ
кадр из фильма
Родители. «Золотая пара» Голливуда 1950-х. Оба попали на «фабрику грёз» ввиду выдающихся внешних данных, но за десять лет профессии доказали, что способны на большее. Пик карьеры Ли приходится на пятидесятые, итогом которых становится роль-обманка в «Психо» Альфреда Хичкока с самой известной сценой в душе в истории кинематографа. Звезда Кёртиса взошла на несколько лет позже. За киногеничным экстерьером обнаружился разносторонний актёрский талант, отвечающий всем запросам тогдашнего Голливуда — от фильмов плаща и шпаги и комедий до военных драм и нуаров. ДЖЕЙМИ ЛИ КЁРТИС
кадр из фильма
Дочь. Образцовая scream queen из классики жанра — «Хэллоуина», «Тумана» и «Школьного бала». Когда надоела поножовщина, успешно освоила комедию, дружественную лакуну для многих звёзд хоррора. Смена амплуа совпала со знакомством и браком с большим комедиографом Кристофером Гестом, с которым они вместе уже тридцать лет. Если бы Кёртис захотела стать звездой боевиков и триллеров, это у неё обязательно бы получилось — «Вороненая сталь» и «Правдивая ложь» остаются её лучшими работами. Ещё Джейми Ли Кёртис — преуспевающая американская писательница с бестселлером из первой десятки New York Times. ПЭЛТРОУ
БРЮС ПЭЛТРОУ и БЛИТ ДАННЕР
кадр из фильма
Родители. Он — нью-йоркский режиссёр, сценарист и продюсер средней руки, которому Coldplay никогда бы не посвятили (посмертно) альбом «X&Y», не будь он папой Гвинет Пэлтроу. Основные достижения случились в телевизоре, где он делал две заметные многосерийки — спортивно-педагогическую «Белая тень» и медицинскую «Сент-Элсвер». Благодаря дружбе со Стивеном Спилбергом, который стал крёстным отцом Гвинет, Брюсу удалось пристроить дочку в картину «Капитан Крюк» и вообще запустить её карьеру. Ушёл из жизни в 2002 году от рака. Она – жутко интеллигентная, ещё похлеще дочери, актриса. Живи Блит в Англии, обязательно играла бы сейчас в «Аббатстве Даунтон», а так приходится довольствоваться второплановыми ролями мам и других родственниц. Количество предложений стало расти во второй половине девяностых. То ли сыграл фактор популярности дочери, то ли Блит достигла необходимого для таких ролей возраста. Скорее всего, и то и другое.
ГВИНЕТ ПЭЛТРОУ
кадр из фильма
Дочь. Наверное, лучшая молодая актриса Голливуда второй половины девяностых, слишком рано получившая «Оскар» за «Влюблённого Шекспира». Актёрский огонь горел в Пэлтроу ещё несколько лет (последний мощный выход состоялся в «Сильвии» в 2003 году, но его никто не заметил), а потом она с головой ушла в брак с очень уютной рок-звездой Крисом Мартином и воспитание детей. Когда пришло время для камбэка, дальновидно подписалась в «Железного человека», начала играть в сериалах и писать книги по кулинарии. Роль в незамеченном шедевре Джеймса Грея «Любовники» кажется каким-то системным сбоем. Есть ощущение, что уйди в 1999 году «Оскар» Кейт Бланшетт (за «Елизавету») или Эмили Уотсон («Хилари и Джеки») и разбей лидер Coldplay ей сердце, Пэлтроу могла бы вырасти в очень большую драматическую актрису. Есть младший брат Джейк, который долго время шёл «в нагрузку» к достижениям всей семьи (не изменил ситуацию даже режиссёрский дебют «Спокойной ночи»), но недавно молодой режиссёр получил большой маленький шанс. В 2014 году на экраны выходит его новая работа - научная фантастика «Молодёжь» с актуальными Николасом Холтом, Эль Фаннинг, Коди Смит-МакФи и уже великим Майклом Шенноном.