Лидерство «Хоббита: Пустоши Смауга» как бы и не обсуждается. Серединка второй толкиновской трилогии Питера Джексона пока не проигрывает, мерно шагая в клуб «миллиардников», куда год назад приняли её предшественника «Нежданное путешествие». Сейчас фильмов, собравших более миллиарда долларов в мировом прокате, семнадцать, и первый «Хоббит» в этом списке второй с конца с $1,017 млрд. Вся аналитика и работа со статистикой продолжения сводится к сравнению с результатами первого фильма. «Пустошь Смауга» пока отстаёт от графиков североамериканского проката «Нежданного путешествия». К концу второго уикенда «Путешествие» заработало $150,04 млн, тогда как у «Пустоши» — $127,5 млн. Держаться на уровне первого фильма продолжению позволяет международный прокат, где фильм выглядит ровно так, как должен выглядеть большой хит от режиссёра Джексона — $276,3 млн. За первые десять дней картина заработала $403,8 млн, из которых $31,46 млн (3928 кинотеатров) приходится на минувший уикенд в североамериканском прокате. Падение сборов по сравнению с цифрами недельной давности такое же, как и у «Нежданного путешествия» — около 57%.
«Телеведущий: И снова здравствуйте!» достойно сопротивлялся джексоновскому колоссу и даже выиграл у него три первых дня в прокате. Комедия вышла в среду и держалась в лидерах до пятницы включительно, но к субботе обстановка нормализовалась, и соперники заняли позиции, соответствующие их рангам. За пять дней продолжение фильма 2004 года заработало $40 млн (3507 кинотеатров), выходным из этой суммы досталось $26,78 млн. Девять лет назад Рон Бургунди стартовал чуть лучше — $28,42 млн (с учётом инфляции и роста стоимости билетов разрыв будет более существенным), но сиквел, в котором команда «Телеведущего» переезжает из родного Сан-Диего в Нью-Йорк, реабилитировался за границей, выдав замечательную для себя кассу, превосходящую общие иностранные сборы оригинала, $5,29 млн, в два с половиной раза — $13,4 млн.
Сравнивать сухие цифры двух «Телеведущих» в американском прокате не совсем корректно. Первый фильм вышел в середине июля в разгар летнего киносезона, продолжение же Paramount решил выпустить под Рождество. Картины, стартующие в это время года, часто выступают в дебюте чуть хуже, чем планировалось, но получают в своё распоряжение празднично настроенную публику, которая обеспечивает им долгую прокатную историю. Для сравнения, в среду предрождественского уикенда на экраны вышли два фильма комедийной франшизы «Знакомство с родителями» — «Знакомство с Факерами» и «Знакомство с Факерами 2». Первый фильм (точнее, второй в серии) за пять дней заработал $70,5 млн и $279,26 млн за всё время проката, а его продолжение — $45,1 млн и $148,44 млн соответственно. Первый «Телеведущий» закончил прокат с $90,57 млн, полученных от американской публики. Второго зрители оценили на приличный, но не выдающийся бал «B», который, тем не менее, обещает картине порядка $120 млн на родине.
Обладателя бокс-офисной «бронзы» выявляли с помощью фотофиниша. До последнего все сходились во мнении, что на третье место удалось взобраться «Афере по-американски» Дэвида О. Рассела. Фильм вышел неделю назад в ограниченный прокат шестью площадками, а сейчас получил в своё распоряжение 2507 кинотеатров, чем не преминул воспользоваться — $19,1 млн. Этого должно было хватить для попадания в тройку, но Disney стал всем рассылать отчёты, что их новая анимация «Холодное сердце» немного опережает «Аферу».
#{quote=111}Сначала активность «мышиной» корпорации списали на излишнюю браваду, но когда появились окончательные цифры, оказалось, что мультфильм действительно опережает работу Рассела — $19,16 млн (3540 кинотеатров). «Холодное сердце» имеет на сегодня в активе $191,56 млн североамериканских сборов, опережая прошлогодний хит «Ральф», у которого — $189,42 млн. Через несколько дней картина одолеет и «Рапунцель» с её $200,82 млн. Как всегда бывает с крепкими мультхитами, «Холодное сердце» теряет меньше конкурентов — 15,1%, когда касса «Хоббита: Пустоши Смауга» полегчала на 57,3%.
«Афера по-американски» в итоге четвёртая: с прекрасным результатом, $19,1 млн, и прекрасным сарафаном, который фильму обеспечили критики и всевозможные киносообщества, определившие работу Дэвида О. Рассела в число лучших в этом году. Выпустивший фильм концерн Sony извлёк уроки из стратегического промаха трёхлетней давности, когда выпустил «Социальную сеть», своего главного игрока в «оскаровской» гонке в начале октября. К сезону «раздачи слонов» медиа-активность вокруг финчеровского творения иссякла, а желанный и многими предсказанный «Оскар» ушёл к британской исторической драме «Король говорит!».
Сейчас Sony делает ставку на «Аферу по-американски», которая начала сезон больших наград с семи номинаций на «Золотой Глобус»; столько же получил основной претендент на главную награду Киноакадемии — «12 лет рабства» Стива МакКуина. Для Рассела общенациональный релиз его нового фильма стал лучшим «широким» стартом в карьере, до этого в лидерах были «Три короля» ($15,8 млн) и «Боец» ($12,1 млн). К праздникам картина готова во все оружия и вполне может продержаться в десятке несколько месяцев, как это получилось у его предыдущего фильма «Мой парень — псих». Церемония вручения наград «Золотого Глобуса», которая состоится 12 января 2014 года, должна ей в этом помочь.
Конкурентом «Аферы по-американски» — в прокате и у критиков/академиков — выступает диснеевская биографическая драма «Спасти мистера Бэнкса». Оба фильма вышли неделю назад считанным числом экранов, но ограниченный прокат лучше дался фильму Рассела — $740 455 против $413 373. Тогда прозвучало мнение, что «Спасти мистера Бэнкса» следовало сразу снарядить для широких масс, где он будет чувствовать себя более комфортно. Но и в этих условиях «Афера» выиграла за явным преимуществом.
«Мистер Бэнкс» занимает пятое место чарта с $9,32 млн, освоенными в 2110 кинотеатрах. Хотя зритель принял этот фильм более благосклонно, чем «Аферу» — «A» против «B+», старт фильма следует признать неудачным. Коммерчески несостоятельная «Война Чарли Уилсона» с тем же Томом Хэнксом вышла в этот же уикенд 2007 года и собрала на старте $9,66 млн (общие сборы на родине — $66,66 млн). «Спасти мистера Бэнкса» может превысить этот показатель, так как уже ясно, что основной сегмент аудитории, который отреагировал на премьеру, — это возрастной зритель. Обычно, «взрослые» картины имеют более длительный прокат. Впрочем, 100-миллионная планка фильму пока не светит — даже с Томом «Капитаном Филлипсом» Хэнксом.
Шестое место у «Голодных игр: И вспыхнет пламя»: $8,75 млн в пятый уикенд проката и $371,7 млн общих сборов. Это чистое второе место в перечне самых кассовых фильмов 2013 года. До стоящего на вершине «Железного человека 3» ещё 37 с небольшим миллионов долларов.
Строчкой ниже — «Рождество Мэдеи»: $8,5 млн (2194 кинотеатра) и $28,28 млн. Надежды на праздники пока не оправдываются. «Рождество» — первый фильм Тайлера Перри про Мэдею, который студия Lionsgate рискнула выпустить на Рождество. Ничего хорошего из этого не вышло, у картины самые слабые сборы в шестисерийном киносериале.
Замыкает десятку «Тор 2: Царство тьмы». Белокурый скандинавский бог из киновселенной Marvel заканчивает своё семинедельное пребывание в десятке лучших. За прошедший уикенд удалось добрать ещё $1,33 млн и пересечь 200-миллионный барьер — $200,77 млн. Благодаря зарубежному прокату, второй «Тор» занимает третью позицию среди комиксов киновселенной Marvel — после «Мстителей» ($1,52 млрд общемировых сборов) и «Железного человека 3» ($1,22 млрд). У «Тора 2: Царства тьмы» сейчас — $627,1 млн.
Ближайшая дата выхода свежих голливудских премьер — среда, 25 декабря. На старт — и все в широком прокате — выходят: «47 ронинов» (восточный фэнтези-экшн с Киану Ривзом), пенсионерская боксерская комедия «Забойный реванш» с Сильвестром Сталлоне и Робертом Де Ниро, фильм с лучшими в мире трейлерами «Невероятная жизнь Уолтера Митти» от режиссёра и актёра Бена Стиллера, новый 3D-фильм-концерт «Джастин Бибер: Believe» и долгожданный «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе. В ограниченном прокате — «Август» (снова ждём Мэрил Стрип в пятёрке претенденток на «Оскар»), вторая режиссёрская работа Рэйфа Файнса «Невидимая женщина» и военная драма с Марком Уолбергом «Уцелевший».