«Снежный фактор», как его не опасались прокатчики и аналитики, не повлиял на расстановку сил и общую праздничную кассу. Суммарные сборы первой десятки упали на 35% по сравнению с результатами предыдущего уикенда, тогда как год назад регресс в более благоприятных погодных условиях равнялся 36%. В абсолютном выражении цифры даже выросли — на 5% относительно первого уикенда 2013 года. Свою роль сыграло количество доступных картин (их больше, чем год назад) и то обстоятельство, что Рождество и Новый год пришлись на середину неделю. К выходным все отошли от празднований в семейном кругу и двинулись за досугом в кинотеатры.
Диснеевская анимация «Холодное сердце» вступает в новый год в ранге победителя, взлетев на первое место на шестой неделе проката (с путаницей в статистике относительно того, шестой это уикенд или седьмой, мы разобрались в прошлом обзоре североамериканского бокс-офиса). За предыдущие пять уикендов мультфильм лишь раз становился лучшим — на вторых выходных широкого проката. В остальное время всегда приходилось действовать вторым номером, пребывая в тени блокбастеров — сначала продолжения «Голодных игр», а потом второго «Хоббита».
Фантастический камбэк дался, надо сказать, достаточно непринуждённо: за три дня заработано $20,72 млн (3318 кинотеатров). 300-миллионный барьер будет взят уже в понедельник, сейчас же на североамериканских счетах картины $297,84 млн. Мультфильм уже второй по кассовым сборам среди всей оригинальной продукции Disney Animation Studios (то есть без учёта тех мультиков, которые были сделаны на Pixar) после «Короля Льва» и седьмой среди всех анимационных релизов американского проката. Лучший среди мультфильмов 2013 года, «Гадкий я 2», обитает на пятом месте чарта с $367,97 млн. По сравнению с прошлым уикендом «Холодное сердце» потерял выдающиеся даже для такого долгоиграющего бойца 27,5%, из-за чего в итоге оказался выше «Хоббита: Пустоши Смауга» (тот лишился 44% кассы), которому проиграл три предыдущих уикенда.
Всё это вылилось в первое место на шестых выходных широкого проката, что раньше удавалось лишь двум картинам в истории родного бокс-офиса — «Аватару» и «Титанику». Но если кэмероновские исполины всё это время держались на вершине, то «Холодное сердце» шло к этому результату по замысловатой траектории, побывав даже раз на третьем месте.
На два с половиной миллиона отстал хоррор с «найденными плёнками» «Паранормальное явление: Метка Дьявола» — $18,2 млн, заработанные в 2867 кинотеатрах. Студия Paramount отчаянно пыталась запутать общественное мнение, настаивая, что новый фильм уставшей франшизы — не прямой сиквел/приквел первых четырёх картин, а спин-офф, грозящий вырасти в отдельно стоящий сериал. Кино делалось с прицелом на испаноязычную аудиторию (самый прогрессивный и динамично развивающийся сейчас сектор рынка) и попало в цель: лучшие показатели фильм продемонстрировал на юго-западе США, где процент латиноамериканцев высок, да и погода там была поспокойнее.
#{quote=114}Зритель не сильно вникал в косметический ремонт франшизы, выставив происходящему на экране отвратительную оценку «C-». Для хоррора в целом и франшизы «Паранормальное явление» в частности такой вердикт практически ничего не значит — предыдущий, четвёртый по счёту, фильм получил «C». Подобные проекты работают быстро, срывая банк в первые дни — в лучшем случае, недели — проката, успевая обналичить зрительские миллионы и скрыться до выяснения истинного качества продукта, но факт налицо: обе части мокьюментари-ужастика, вышедшие после сверхуспешной третьей, работают значительно хуже, а «Метка Дьявола» и вовсе показала худший старт во франшизе, проиграв в дебюте «Паранормальному явлению 4» ($29 млн) более $10 млн. Фильм уже вышел в плюс, что при 5-миллионом бюджете было несложно, но общая выручка на родине вряд ли будет выше $35 млн. Предыдущий минимум во франшизе был установлен четвёртым фильмом — $53,92 млн.
С первого места на третье скатился «Хоббит: Пустошь Смауга». После трёх победоносных уикендов картина Питера Джексона проявила первые признаки усталости — $16,25 млн за три дня на 3730 площадках. По наработке с копии, $4 357, сиквел проигрывает не только двум лидерам, но и стоящим ниже «Волку с Уолл-стрит» ($5 241) и «Афере по-американски» ($5 242), а упоминавшееся падение кассовых сборов (44%) — наивысшее в первой десятке.
Уже данность, что «Хоббиты» собирают в Америке меньше, чем любая часть «Властелина колец», но «Пустошь Смауга» существенно отстаёт даже от своего предшественника, до кассы которого, $303 млн, наверняка не доберётся, застряв где-то в районе 260-270 млн долларов. Другая данность в том, что в международном прокате «Хоббиты» чувствуют себя комфортнее, чем первая трилогия, легко добирая то, что им не додали американцы. «Нежданное путешествие» стал вторым фильмом франшизы, освоившим миллиард; не исключено, что и «Пустошь Смауга» ждёт такой же успех, хотя пока отставание от предшественника только растёт. Сейчас у фильма $229,63 млн после четырёх уикендов. «Нежданное путешествие» за этот срок заработало почти на $35 млн больше.
Вопреки пессимистичным прогнозам и скверному зрительскому баллу «C», «Волк с Уолл-стрит» демонстрирует боевой настрой. Стартовавший с пятой позиции самый длинный и самый нецензурный фильм Мартина Скорсезе, спустя неделю поднялся на одну ступеньку и теперь четвёртый, обойдя на полкорпуса «Аферу по-американски» — $13,4 млн (2557 кинотеатров) против $13,2 млн (2518 кинотеатров). Пока аналитики вычисляют, что позволяет держаться фильму в верхних сферах чарта — громкие имена создателей или мощная — местами даже скверная, что тоже хлеб — медиа-шумиха, «Волк» уверенно подбирается к 100-миллионной кассе: за двенадцать дней (фильм, как и другие новогодние премьеры, вышел в среду, 25 января) он собрал $63,3 млн.
Задача-минимум — продержаться до объявления номинантов на «Оскар», после чего, если картина попадёт в ключевые номинации, у неё может открыться второе дыхание. Другого способа окупить потраченные на фильм $100 млн, пожалуй, что и нет. C другой стороны, все три свои стомиллионника, «Авиатор», «Остров проклятых» и «Отступники», (имеется в виду заработок в родном прокате) Скорсезе сделал вместе с Леонардо ДиКаприо, звездой «Волка с Уолл-стрит». Полагаться, что ситуацию спасёт иностранный зритель (зарабатывать надо не менее $200 млн), опрометчиво.
Вторую пятёрку лучших открывает второй формальный неудачник чарта, комедия «Телеведущий: И снова здравствуйте». У фильма Адама МакКея и Уилла Феррелла всё в порядке с кассовыми показателями, но падение сборов — на уровне второго «Хоббита», 43,5%. Получилось $11,1 млн (3407 кинотеатров), благодаря чему фильм освоил $109,18 млн, а Феррелл теперь располагает первым в своей карьере киносериалом, который, вполне вероятно, будет продолжен третьей частью. Первый «Телеведущий» заработал на родине $85,29 млн.
Три следующих фигуранта дружно потеряли по одной позиции: «Спасти мистера Бэнкса» — седьмой ($9,06 млн за уикенд (2110 кинотеатров) и $59,32 млн общих сборов), «Невероятная жизнь Уолтера Митти» — на восьмом месте ($8,2 млн (2922 кинотеатра), $45,67 млн), а «Голодные игры: И вспыхнет пламя» — на девятом ($7,4 млн (2143 кинотеатра), $407,49 млн). До звания самого кассового релиза 2013 года в американском прокате, которое сейчас носит «Железный человек 3» ($409,1 млн), второй экранизации Сьюзен Коллинз осталось заработать менее $2 млн.
На десятом месте поднявшаяся на одну строчку комедия «Забойный реванш» с Робертом Де Ниро и Сильвестром Сталлоне — $5,41 млн за уикенд и $24,92 млн суммарных сборов. «47 ронинов» продолжают падение. После старта на девятом месте фильм сейчас одиннадцатый, растеряв половину от кассы провального дебютного уикенда — $5 млн и $32,63 млн.
На следующих выходных снова только один большой новичок — первый из двух запланированных на 2014 год фильмов про Геракла, «Геракл: Начало легенды». Тогда же нарастят количество экранов до масштабов общенациональных премьер «Уцелевший» (около 2700 площадок) и «Она» (1700).